Как выбрать хороший торговый центр для размещения кафе?
Андрей Петраков, RestCon
Размещение кафе в торговом центре – это тот тренд, который начался довольно давно, и, совершенно очевидно, будет продолжаться. Каковы особенности размещения в торговом центре, на что обратить особое внимание и получить максимальную отдачу от бизнеса?
Избыток торговых центров
Когда открывались первые торговые центры, то было практически не важно, где именно они были открыты, они были переполнены посетителями. Сейчас ситуация иная. Торговых центров становится так много, что во многих городах их площади давно превысили европейские показатели, что означает существенное снижение потока посетителей.
Поэтому, если раньше радиус действия мог достигать более 10 километров, то сейчас у большинства торговых центров это может быть на порядок меньше. Просто за этим радиусом начинается уже другой торговый центр.
Поэтому не стоит сразу бежать в планируемый к открытию ТЦ. Вполне возможно, что он не наберет посетителей в разумные сроки. Лучше ищите места в уже работающих ТЦ, там где посещаемость понятна.
Сейчас время, когда торговый центр набирает максимум возможных посетителей, значительно выросла. Если раньше это происходило примерно в течение года, то сейчас это может быть до 5 лет.
Признаки хорошего ТЦ
На самом деле их не много. Особенно, в условиях избытка торговых центров и, соответственно, высокой конкуренции.
- Размещение в жилой зоне высокой плотности населения. Визуально, это означает, что если район застроен 5-ти этажными домами, то это не даст нужной посещаемости. Для лучших результатов нужны многоэтажные дома. Кроме того, будет лучше, если в радиусе будут бизнес-центры и учебные заведения.
- Размещение вблизи крупных транспортных узлов (вокзалы, станции метро).
- Совмещение торгового центра с бизнес-центром и другими предприятиями (отели, фитнес-центры). Это обеспечивает равномерное распределение потока в течение дня и в течение недели.
- Размер торгового центра. Это особенно важно, если он удален от жилых массивов. Тогда с большей вероятностью в него поедут специально издалека.
- Современные торговые центры становятся больше, чем местом покупок. Это своеобразные life-style центры. Если ТЦ может обеспечить «погружение» посетителей, то это очень хорошо поможет бизнесу кафе, особенно учитывая, что люди все чаще предпочитают питаться вне дома.
Посетители для кафе
В дневные часы при достаточном количестве офисов вблизи, в ТЦ будут приходить их сотрудники на ланч. Сейчас уровень доходов населения не высок, так что востребована готовая еда. Поэтому фаст-фуды, кафе готовой еды, пекарня может оказаться в таком случае очень кстати.
Вечером это, по большей части жители района, многие из которых предпочитают зайти в ТЦ еще до того, как они попадут домой.
В выходные дни бизнес-поток полностью исчерпывается, но местные жители с удовольствием посещают ТЦ. Но летом поток выходного дня существенно снижается. Горожане предпочитают гулять на природе или уезжать на дачи.
Специфика посещений торговых центров заключается в том, что значительная часть посетителей – одиночки и семьи. Конечно, группы тоже приходят, но чаще они предпочитают посещать кафе вне торговых центров.
В среднем же, кафе в торговых центрах и «на улице» демонстрируют примерно одинаковые показатели доходности.
Значительная часть посетителей торговых центров (по некоторым оценкам до 25-30%) посещает их в первую очередь для того, чтобы воспользоваться услугами кафе и ресторанов. И уже во вторую очередь для магазинов. При этом, даже если изначальный приоритет был иным, суммарно до 50% посетителей торговых центров может зайти и в кафе.
Опасности для кафе в торговом центре
Размещаясь торговом центре, кафе подстерегают примерно те же опасности, как и на улице. В частности:
Размещение в «пустом» месте. Большой торговый центр – практически, как город, где есть свои оживленные улицы, а есть свои пустыри, куда не доходят люди. Проектировщики торгового центра тоже не всегда могут предугадать, как пойдет поток, или же могут специально разместить в мертвой зоне кафе для привлечения людей.
Нарушение администрацией торгового центра правил создания разумной конкуренции. Например, на одном небольшом фуд-корте не принято открывать две одинаковые концепции. Но, если торговому центру не хватает доходов, то он может так поступить. Очевидно, это может лишить вас половины выручки.