Некоторые особенности выбора помещения под кафе
Андрей Петраков, RestCon
Помещение для кафе имеет свои специфические требования, связанные с нормативами и эргономикой и будущими инвестициями. Поэтому, при выборе помещения нужно обращать внимание на большое число нюансов, необходимых для общего успеха проекта.
Площадь помещения
Требуемая площадь помещения зависит от концепции, которую вы хотите реализовать. От этого же будет зависеть и распределение площадей между производством и торговлей.
В среднестатистическом кафе на зал выделяется немного больше площади – обычно это 60-70%.
Общая площадь среднестатистического кафе – это 200-250 кв.м. Это выверенный размер для большинства проектов. Площадь торгового зала при этом получается оптимальной для того, чтобы гости могли чувствовать себя независимо от других посетителей, и не настолько большая, чтобы ощущать пустоту.
Но, если, например, вы ориентированы на доставку и лишь во вторую очередь на обслуживание в зале, то вам придется конфигурировать помещение таким образом, чтобы увеличить площадь производства.
Состояние коммуникаций
Особое внимание следует уделить возможности прокладки канализации и состояние уже существующей. Могут возникнуть сложности в первую очередь с канализацией. У водоснабжения есть собственный напор и с этим проблем не бывает. А канализация по санитарным требованиям должна быть самотечной. И с этим могут возникнуть сложности. Например, трасса может оказаться слишком длинной, а, поскольку она обычно помещается в стяжку пола, то этой длины может не хватить.
Электромощности
Покупка электромощностей сейчас не требует таких высоких затрат, как раньше, но тем не менее, могут составить существенную часть бюджета. Для среднего кафе понадобится примерно 50-60 кВт.
Особенности размещения в жилых домах
Недостаток качественных торговых площадей заставляет рестораторов рассматривать любые варианты размещения, в том числе и в жилых домах. Это, скорее, вынужденная мера, поскольку есть много ограничений, которые надо учитывать.
В жилом доме подойдет что-то тихое, где нет громкой музыки и прочего шума. Шуметь можно до 23 часов, но в жилых домах не стоит этого делать никогда – жалобы жильцов не дадут вам нормально работать.
Вторая проблема – это вентиляция. Если вы хотите жарить в жилом доме шашлык, то не стоит этого делать. По нормативам вытяжная вентиляция должна выходить не ниже, чем на 1 метр выше конька крыши. Внутри, как правило, негде, а по фасаду не провести.
Есть вариант с использованием очистных систем, но это дополнительные затраты – цена вопроса примерно от 300 тыс. руб. И не факт, что качество вас удовлетворит. К тому же, за системами надо постоянно следить, да и съемные фильтры требуют частой замены.
В жилых домах необходимо согласовывать перепланировку. А это довольно много времени и денег.
При этом, в нежилом помещении все проще. Нужно обеспечить безопасность в соответствии с нормативами: санитарными, противопожарными, строительными.
Для алкогольной лицензии
Если вам алкогольная лицензия, то рассчитайте расстояние до ближайших объектов, рядом с которыми продажа алкоголя запрещена. Для этого лучше воспользоваться законодательными актами.
Для торговли алкоголем вам понадобится не менее 50 кв.м. торговых площадей + склад под алкоголь. Все остальные площади при этом не учитываются.
В жилом доме не получится получить алкогольную лицензию без согласования перепланировки, если она была.
В нежилом помещении проще – потребуется предоставить документы БТИ без красных линий, для этого необходимо внести информацию в Росреестр (но это не полное согласование перепланировки). При этом, если вы в нежилом помещении делаете перепланировку, вам потребуется сделать ее в соответствии со всеми нормативами.
Разделение потоков
Принцип разделения чистых и грязных потоков. То есть, у вас должна быть возможность вынести черновую обработку (например, чистку картофеля) в отдельные помещения. Окончательная обработка продуктов перед подачей должна проводиться отдельно. Если у вас нет возможности разделения потоков, то, вы можете работать только на полуфабрикатах высокой степени готовности.