Еда на вынос: плюсы, минусы, сервисы
Андрей Петраков, RestCon
Услуга «еда на вынос» одна из самых популярных на ресторанном рынке и используется практически на всех предприятиях общественного питания. Вместе с тем, есть определенная дифференциация – есть заведения, изначально ориентированные на такую услугу в силу особенностей продукта и те, для которых эта услуга не очевидна, но может оказаться востребована при правильно подаче.
«Естественное» предложение
Некоторые предприятия питания воспринимаются потребителем как вполне естественные для того, чтобы приобрести в них блюда на вынос. Обычно, это кулинарии, одна из функций которых напрямую ориентирована на именно такой вид услуг. И воспринимается это нормально, традиционно и очевидно, поскольку и 20 и 40 лет назад кулинарии работали в первую очередь именно в этом качестве.
Магазин всегда лучше кафе или ресторана
Дело в том, что потребитель воспринимает кафе или ресторан как место, куда можно прийти и приятно провести время. И уже только после всего этого, возможно, он захочет что-то приобрести с собой. Кроме того, всегда присутствует второй фактор, весьма существенный для заведений средней ценовой категории. Это, собственно, цена. Все прекрасно понимают, что наценка в кафе и ресторане существенно выше, чем в магазине. И многих это останавливает. Причем, не потому, что дорого, а потому, что продажа на вынос физически и психологически отделяет продукт от кафе. От атмосферы, от обслуживания и от повода. И приближает к простому обмену услугами, который в представлении потребителя должен стоить меньше.
Что надо сделать, для лучших продаж
Скидки
Чтобы максимально реализовать идею торговли на вынос, можно использовать разные полезные приемы. Можно предоставлять существенную скидку при продаже на вынос. Не стоит делать ее слишком большой – сравнимой с кулинарным отделом супермаркета или, собственно, кулинарией. Потребителю требуется не реальная цена блюда, а существенно снижение по сравнению с той, которую он может получить по меню. Вместе с тем, она не должна быть чрезвычайно низкой по сравнению с меню, иначе возникнет другая крайность – понимание реальной стоимости при посещении кафе, что не будет улучшать настроение посетителя. Таким образом, лучшая скидка – большая, но не чрезмерная. Вероятно, здесь лучше подходит 20%, но все может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Имитация магазина
Для лучших продаж подумайте, нет ли у вас возможности выделить отдельное место, например, отдельный прилавок, через который шла бы торговля. Это очень простой и очень действенный прием. Фактически, он означает, что вы помещаете ресторанное блюдо в магазинную среду и это более логично с точки зрения схемы реализации «купил и ушел». То есть, клиент приходит по назначения – в общем-то в магазин и не чувствует дискомфорта от ожидания. Для этого, кстати, лучше предусмотреть пару отдельных мест, где клиент, покупающий на вынос мог бы дожидаться заказа отдельно от основного зала кафе.
Анонсируйте торговлю на вынос
Следующее, на что полезно обратить внимание так это на то, что многие люди, приходя в кафе просто не задумываются о том, что можно что-то купить и унести с собою. То есть, кафе это никак не анонсирует, либо делает это так, что не понятно. И это происходит повсеместно, в том числе и таких очевидных кандидатах «на вынос» как, например, кофейня. Таким образом, если сделать некий акцент на том, что ассортимент можно приобрести, продажи вырастут. Акцент может быть, например, демонстрация соответствующего ассортимента уже в упаковке.
Как упаковать?
Одно из важных сомнений клиента – это приобретение сложносоставного ассортимента. С пиццей или, например, пирожными все вполне ясно – это самостоятельный цельный продукт, способный сохранять свои потребительские свойства уже хорошо известное время. А как быть с более сложными и блюдами? Как они будут на вкус если успею остынуть? Кроме того, у многих относительно дорогих блюд есть еще и эстетическое измерение стоимости. Внешний вид имеет огромное значение в ресторане. Одно дело хитрые завитушки соуса на тарелке и, совсем другое, смазанное и сваленное в кучу дорогое блюдо. Таким образом, если вы планируете к продаже на вынос нестандартный и ценный ассортимент, то как следует продумайте, каким именно образом он должен быть упакован, чтобы сохранить большинство своих потребительских свойств.
Своя кулинария
Если есть возможность, то подумайте об организации полноценной кулинарии при кафе. Не всегда такие проекты оказываются удачными, но, в некоторых случаях, очень хорошо себя окупают.
Агрегаторы
Используйте возможности партнеров – агрегаторов доставки еды из самых разных кафе и ресторанов
Заготовка по звонку
Для постоянных клиентов предлагайте возможность заказать блюдо заранее. По телефонному звонку или иному каналу коммуникации. Это и повышает лояльность клиентов и дает возможность сократить время ожидания и сбалансировать производство по времени.