Оценка места размещения ресторана
Место размещения ресторана всегда важно для успешного ведения бизнеса. При этом, в некоторых случаях место влияет косвенно, как элемент престижа в ресторанах с высоким средним чеком, а, иногда, влияет на успех самым прямым образом – для ресторанов среднеценового сегмента и ниже.
Оценка места размещения объекта производится примерно по одной и той же схеме для любых предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. В некоторых случаях может быть использована не полная или упрощенная схема, например, когда некоторых предметов исследования просто нет.
В целом же, общая структура оценки места размещения может выглядеть следующим образом:
Основные цели исследования
Правильно поставленные цели придают стройность и лучшее понимание при разработке деталей, при проведении исследования и формирования результатов.
Характеристики объекта, для которого проводятся исследования
Например, при открытии кафе, надо знать его основные характеристики, такие, как ценовая категория, предпочитаемый класс посетителей, площадь, ассортиментный перечень, оформление интерьера. Чрезвычайно важным является представление о предполагаемой экономике бизнеса. Именно с ними, в конечном итоге будут сравниваться полученные результаты и приниматься решение о целесообразности открытия.
Далее, дается общее описание рассматриваемого района с указанием наиболее важных особенностей потенциального клиентского трафика и объектов, влияющих на него.
Конкретное место
После этого целесообразно описать конкретное место, где будет размещаться кафе или ресторан. А именно, что находится в непосредственной близи от него, видимость с проезжей части и с тротуаров, линия домов, удобство входа и другие характеристики.
Помещение
Отдельно нужно описать именно помещения – ведь ресторан это не только сервисное, но и сложное производственное предприятие. Витринные окна, электромощности, состояние перед ремонтом и другие подробности.
Общая информация
Общие маркетинговые данные по исследуемому району. Такие, как число жителей, примерный уровень дохода, места работы, периодичность (например, в летний сезон до 30% жителей в выходные уезжают на дачи).
Описание основных потоков потенциальных клиентов
При этом, необходимо разделить транспортные и пешеходные потоки. В транспортный поток нужно включать и общественный транспорт, что особенно актуально в случае работы на вокзалах, или других транспортных узлах.
Основная идея исследования клиенто-потока в том, чтобы понять количество, плотность, распределение по времени суток и по дням недели. Кроме того, может оказаться полезной информация о поло-возрастном составе и роде занятий (в некоторых случаях это можно получить простым наблюдением). Таким образом, потоки описываются в количественном и качественном измерении. Там, где это возможно, для наглядности составляются таблицы и диаграммы.
Описание существенных объектов, влияющих на бизнес
В этом разделе определяются, по сути дела, соседи, которые могут либо способствовать бизнесу, либо мешать ему. Например, если рядом с помещением находится институт, то можно рассмотреть вопрос организации в помещении кафе быстрого питания.
При этом, надо обращать внимание и на нежелательное соседство. Например, выход на шумное шоссе не способствует комфортному пребыванию в кафе.
Конкуренция
Обязательно надо уделить внимание описанию конкурентов. Для начала, нужно отметить все предприятия общественного питания, в выбранном для изучения радиусе и, после этого, более подробно описать те, которые являются наиболее близкими конкурентами.
Из изучения конкурентов можно получить много дополнительной информации – например о том, какие типы предприятий общепита востребованы в районе изучения, в какой ценовой категории, упрощается изучение потенциальных клиентов, легче сделать прогнозы по посещаемости и, следовательно, окупаемости.
Очевидно, что для получение правильного анализа конкурентов нужно хорошо представлять, какое именно кафе вы планировали открывать. Впрочем, это не означает, что по результатам такого анализа все нужно оставить как есть. Возможно, это место хорошо, но не для того, что вы планировали. Но, можно открыть что-то другое и очень успешное.
Реклама
Необходимо рассмотреть предполагаемое место и с точки зрения возможного размещения элементов рекламы. В первую очередь, наружной рекламы. Это очень важно, поскольку бывают, например, места, расположенные, на первый взгляд близко от потенциальных клиентов, среди хорошего окружения, но таким образом, что они очень плохо заметны. Например, могут закрываться деревьями и летом быть незаметными. В этом случае поможет реклама, при условии, что существуют возможности для ее размещения. Так что, в некоторых случаях, размещение наружной рекламы – единственный способ организовать бизнес.
Прочие особенности
Надо выяснить все, что может повлиять на ведение бизнеса. В принципе, это может быть что угодно, если очень сильно доминирует. Например, место сбора байкеров в непосредственно близости от входа, поставит под удар бизнес какой-нибудь кофейни. Планы городских властей о реконструкции улиц превращают потенциально интересное место в категорически непригодное.
Чем больше вы сможете охватить своим исследованием, тем меньше неожиданностей и больше вероятность успеха.
Ссылки по теме: