Что такое атмосфера ресторана?
Андрей Петраков, RestCon
Атмосферу ресторана можно определить как комфортность нахождения в нем. При этом, конечно, это очень динамичное понятие, поскольку зависит от самих клиентов, типа ресторана, времени суток, проходящих мероприятий и многих других обстоятельств.
Атмосфера ресторана тесно связана с эмоциями человека
Основные группы эмоций, которые могут сопрягаться с ресторанной атмосферой такие:
- Связанные с коммуникациями
- Эмоции, связанные с потребностью в самоутверждении
- Связанные с успешной деятельностью
- Романтические эмоции
- Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в комфорте, получению удовольствий)
(В основу взята классификация по Д.Додонову. Дополнительно см. тут)
Из подобной классификации хорошо прослеживается связь некоторых эмоций и подходящей атмосферы. А также становится понятным, что у людей бывают разные эмоциональные состояния в разные периоды времени, которые, скорее всего один и тот же ресторан часто удовлетворить не в силах. И, также, очевидно, что в кафе со стабильной атмосферой могут иметь постоянных клиентов, которые посещают только их в том случае, если у человека доминирует какое-то одно эмоциональное состояние.
Кроме того, очевидно, что однозначно выраженной атмосферы не бывает – это всегда смешение нескольких групп, накладывающихся на эмоциональные состояния клиентов.
Что означает эта классификация?
Это означает, что люди, которым крайне важны «понты», пойдут самоутверждаться в ресторан, про который они смогут позже и небрежно сказать коллегам что-то вроде «А да, знаю, я там периодически бываю».
Помня тезис о том, что у человека редко бывает какое-то одно состояние, можно планировать и атмосферу. Например, романтическое свидание, с одной стороны, может подразумевать томную атмосферу робких признаний, а, с другой, пафосное желание поразить партнера посещением дорогого заведения и умением жить на широкую ногу (вспоминается Киса Воробьянинов, разбрасывающий баранки).
На атмосферу влияют сами клиенты
Атмосфера влияет на клиентов, но и клиенты на нее. Иногда, достаточно очень простых действий, чтобы атмосфера была нарушена. Например, если кто-то ожидает провести романтический вечер, то, к примеру, громкий разговор по телефону с выяснениями, почему не привезли швеллеры, может надолго атмосферу сломать и вызвать здоровое раздражение посетителей.
Атмосфера передается через наши органы чувств.
В нашем активе есть зрение, слух, обоняние, ощущение вкуса. Это основные органы чувств, на которые ресторан может влиять, создавая соответствующую атмосферу.
Органы чувств | Способ влияния |
Зрение |
|
Слух |
|
Обоняние | Современная химия способна воспроизвести практически любые запахи. Этим активно пользуются магазины, кафе и многие другие предприятия. Обычно- чтобы усилить свой профиль. Например, кофейни – усилить запах кофе, булочные – хлеба. Но и в случае каких-то событий, можно расставлять акценты. Например, запах цитрусовых к новому году или запах домашней выпечки для ресторана «домашней» кухни. |
Вкусовые | Любая еда способствует созданию настроения. Если необходимо создать определенный настрой клиентов, то можно преподнести всем презент. Определенные блюда имеют четкий символизм. Бокал шампанского, десерт, – эти вкусы - универсальные средства праздничного настроения. |