Как выбирать праздник
Андрей Петраков, RestCon
Рестораны любят устраивать у себя праздники. Праздники бывают разного масштаба и содержания. Какие выбрать?
С точки зрения затрат на анонсирование мероприятия, праздники можно разделить на два вида:
Первые – праздники уже существующие. Очевидно, лучше, если они будут хорошо известны. Тогда и будут известны те люди, кому эти праздники особенно интересны.
Вторые – это праздники, которые ресторан генерирует самостоятельно, либо использует для этого малоизвестные и забавные праздники. Это всегда льстит ресторанному самолюбию. День Рождения ресторана, День весеннего равноденствия, праздник наших пирожков – нафантазировать можно что угодно. Проблема только в одном – собрать на ничего не значащий для клиента повод достаточное количество людей, чтобы это дало какой-то эффект.
Именно поэтому, лучше опираться на то, что уже есть – на то, на что у клиента есть потенциальный позыв. Тогда его гораздо легче привлечь, накормить и развлечь.
А что вы называете праздником?
Итак, вы хотите организовать в своем ресторане праздник. А что такое праздник? Вот представьте себе, вы объявили, что в вашем ресторане будет какой-то праздник. И, к вам пришло много людей. Что они должны увидеть? Что они ожидают? Что вы им предложите?
Иначе говоря, какие атрибуты праздника должны быть соблюдены, чтобы это могло считаться праздником?
Мне нравится такое определение: «Цивилизационное значение праздника в состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей». (Источник)
Применяя это к ресторанам – вы должны дать возможность своим клиентам поддержать те ценности, за которыми они пришли, когда у них сработал ассоциативный ряд, связанный с тем или иным праздником. Но дело в том, что как именно поддерживать ценности, и как их, собственно, сформулировать – мало кто знает. Поэтому для упрощения, вероятно, появилась система традиционных телодвижений, которые необходимо совершить в тот или иной праздник. То есть, по сути дела праздничное действо превращается в некий ритуальный спектакль, где у каждого своя роль, и набор атрибутов, которые выступают как необходимые декорации.
Атрибуты и ритуалы ресторанного праздника
- Праздники, как правило, отличаются массовостью. То есть, если вы не сможете собрать людей, то будет скучно.
- Используйте характерные черты, присущие для каждого праздника. Например, на 8 марта дарите женщинам цветы, на 14 февраля предложите по бокалу шампанского, на Октоберфест должно быть, как минимум, торжественно откупоривайте бочку с пивом, поскольку это часть праздника.
- Праздник – это «хлеб и зрелища». Это означает, что должно быть две части – специальное меню, тем более, что вы ресторан и какая-то шоу программа. Из экономии, рестораторы часто ограничиваются первым. Но тогда это будет скорее не праздник, а «наше праздничное меню к вашему праздничному шалашу». И те, кто пришел к вам именно за праздником будут разочарованы. Шоу-программа подразумевает заинтересованность со стороны большинства посетителей и их вовлеченность в процесс. Как именно вы будете это реализовывать?
- На праздник должны прийти те, для кого он интересен. Если это хорошо известный праздник, то люди уже представляют, чего ожидать. А если это малоизвестное событие, то вы должны дать очень четкие ориентиры, что это за праздник, его основные черты, особенности и программу. Постарайтесь заложить в сообщение эмоциональный заряд. Ведь любой праздник – это действо, далекое от рационального.
Почему люди к вам придут?
Итак, вы организуете у себя праздник. И, рассчитываете, что люди к вам потянутся.
Но этого не случится, если вы им об этом не сообщите.
Первыми, кто должен узнать об этом – ваши постоянные клиенты. Если у вас нет костяка последователей, то ничего и затевать не стоит. Будет лучше, если вы будете знать о постоянных клиентах больше, чем просто то, что они есть. Контакты, ваш сайт, группы в соцсетях – это те каналы, по которым вы должны до них достучаться.
Далее, разместите информацию в зале ресторана. Так об этом узнают постоянные клиенты, которых вы не смогли охватить в других местах, а также случайные гости, которые, часть из которых захочет присоединиться.
Подробно распишите программу. Сейчас простым словом «праздник» никого не привлечешь. Слишком часто ресторанные праздники оказываются скучными. Послание должно быть конкретным. Если будут конкурсы – то какие и каковы будут призы. Если выступления – то кого и во сколько. Придерживайтесь программы. Смысл в том, что люди приходят на праздничную программу и, естественно, ожидают, что она будет исполнена.
Используйте как можно больше наглядных материалов – фотографии, видео, звуковые дорожки.
Если аналогичные мероприятия уже проходили с успехом (а иначе их и повторять нет смысла), покажите, как уже было и сообщите, что приложите все усилия, чтобы стало еще лучше.
Планируйте заранее
Планирование может оказаться вашей сильной стороной. Раньше аристократия высылала приглашения на всякие торжественные мероприятия иногда за несколько лет до их начала. Будет хорошо, если вы спланируете график основных мероприятий хотя бы на полгода. С таким расчетом, чтобы по мере приближения сообщать уточняющие детали. И, как минимум за неделю, а лучше раньше все должно быть полностью готово во всех нюансах, которые вам останется донести до своего клиента.