Франчайзинг
Андрей Петраков, RestCon
Сейчас на российском ресторанном рынке франчайзинговая схема работы стала вполне обыденной. Наверное, было рановато говорить, что франчайзинговый рынок сформировался, но основные черты, определенно, приобрел. Это означает, что франчайзинговые рестораны присутствуют во всех основных сегментах рынка, иностранные сети перешли от длительного изучения российского рынка к его активному освоению, выросла конкуренция, уровень бизнес-культуры наших ресторанных предпринимателей вполне позволяет эффективно работать в системе франчайзинга к взаимной выгоде обеих сторон.
Распространенность той или иной франшизы определяется несколькими факторами. Основной – это инвестиции в открытие. Минимальная сумма инвестиций, которую придется потратить, находится, как правило, в районе 60 тыс. евро. На эту сумму можно открыть небольшой павильон или оборудовать небольшую площадь в стационарном помещении – примерно 30-40 кв.м. В эту сумму можно уложиться, работая с таким группами товаров, как сэндвичи, бургеры, блины, различные пирожки, мороженое, пицца и другие. Другой привлекающий фактор – это простота приготовления. То есть, выбирается продукт, который проще всего приготовить. В этом отношении лидерство у тех франшиз, которые могут предоставить практически полностью готовые полуфабрикаты под минимальную обработку на месте, либо можно действовать по принципу «засыпал все в одну машину и на выходе получил готовый продукт». В этом отношении хороши бутерброды, булки и прочие пончики. Третий фактор, согласно которому инвесторы склонны выбирать себе франшизу – это ее востребованность у потенциальных потребителей. На самом деле, это самый главный фактор, который следовало бы принимать в расчет при планировании своих инвестиций в приобретение и развитие франчайзингового проекта. Тем не менее, его редко учитывают, принимая во внимание свои финансовые возможности. В общем, конечно, практически любая концепция может «пойти» при определенном стечении обстоятельств. Тем не менее, надо понимать, что в настоящее время бургерные концепции, особенно от известных международных сетей, в среднем, востребованы намного больше, чем, например, сэндвичевая точка аналогичной известности. Это означает, что для последних, требуется выбирать более качественное место размещения. А хорошее место – это и более высокие затраты по его эксплуатации. Хотя, конечно, инвестиции в бургерную точку, как правило, существенно выше, чем в бутербродную. Хотя, конечно, и там и там есть различные форматы, с которыми есть смысл предварительно ознакомиться на стадии выбора оптимальной франшизы.
Для большинства франчайзинговых ресторанов существует первоначальный взнос, который инвестор выплачивает держателю бренда. При этом, в этот взнос включается право пользование брендом на определенный период, передача рецептур, стандартов и т.п. А вот уже такие услуги, как проектирование, консультирование по выбору места размещения, по открытию, и другие уже могут быть включены в первоначальный взнос, а могут быть выведены за его рамки и оплачиваться дополнительно. Опять же, в некоторых случаях франчайзор (владелец марки) может требовать использования некоторых услуг непосредственно у него, а в некоторых – в любой другой компании. Оборудование, очевидно, выгоднее заказывать используя наработанные контакты франчайзора – поскольку оборудование закупается часто, то и скидки можно получить весьма значительные.
В качестве регулярных отчислений владельцу торговой марки предназначается паушальный взнос. Обычно он рассчитывается от выручки и составляет до 10% от нее. В некоторых случаях бывает и больше, тогда необходимо очень серьезно задуматься. Ведь уже 10% от выручки легко могут составить примерно треть вашей прибыли. Иногда паушальный взнос разбивается на собственно взнос и рекламно-маркетинговую часть. Но суть от этого мало меняется.
В ресторанной сфере товарная франшиза практикуется не так часто, как, например, в сегменте одежды. Тем не менее и такое тоже иногда встречается. В таких случаях, как правило, паушальный взнос либо не взимается, либо взимается в виде рекламного процента. Товарная франшиза возникает в случае использования каких-то специфических продуктов – например, национальных кухонь, либо когда продавец франшизы просто хочет контролировать своих партнеров именно таким образом. При этом, конечно, основной аргумент – это идентичное качество по всему миру. Это бывает забавно слышать от компании, едва насчитывающей десяток точек, тонким слоем размазанных где-нибудь по Европе или Азии.
Практически любой инвестор, решающий вложиться в ресторанный бизнес, на стадии планирования решает для себя вопрос приобретать ли франшизу, или же придумывать собственное решение.
Собственный проект имеет, конечно, неоспоримые преимущества в виде свободы деятельности – то есть, вы можете адаптировать все составляющие деятельности кафе под текущие возможности. То есть, в плане финансов можете сэкономить, выбрав тот или иной дизайн-проект, качество отделочных материалов. А также подобрать соответствующее реальным потребностям оборудование. Меню также можно сформировать таким, которое с большей вероятностью окажется востребованным потенциальным потребителем. В такой разнообразной стране как Россия, нельзя пренебрегать вкусовыми пристрастиями конкретного региона, финансовыми возможностями и прочими важными составляющими, влияющими на деятельность ресторана. В приобретении же франшизы также есть свои плюсы. В частности, если это известный бренд, то можно получить очевидные преимущества в виде дополнительных клиентов. Кроме того, вы получаете отработанные технологии и обучение. Хотя, франчайзинговое предприятие нередко оказывается и дороже, чем обычно. Кроме того, есть интересные психологические аспекты франчайзинга – например, это стремление ощущать «локоть» крупной компании, то есть быть «в обойме», и, во0вторых, это серьезный фактор снятия с себя ответственности – то есть, вроде бы купил успешный бренд, а если он не сработал, то вроде как я тут и вовсе не при чем. Что еще можно было сделать?
В ближайшей перспективе структура рынка, судя по всему не изменится, или изменится незначительно. Поэтому инвесторам, которые хотят вложиться в приобретение франшизы имеет смысл обратить свое внимание на бургерные концепции, как наименее рисковые. Примерно равные позиции занимают пиццерии, японские рестораны, булочные-кондитерские. Могут быть интересны бутербродные, блинные, картошечные бренды. Начинает активно развиваться паназиатская кухня. Думается, что если попробовать приобрести франшизы каких-нибудь ресторанов из региона азиатских тигров, можно рассчитывать на успех.