Паназиатская кухня грядет
Андрей Петраков, RestCon
Российский ресторанный рынок сейчас вполне населен – представлены самые разнообразные решения и в различных ценовых сегментов. Естественно, хочется куда-то развиваться. По своей природе ресторанный рынок достаточно подвижный и если на нем наступает период стабильности, то он очень часто производит впечатление застоя. В такие периоды инвесторы стараются искать выходы в новых концепциях, часто франчайзинговых, экспериментируют с новыми форматами, стараются удивить потребителя.
Сейчас, как мне кажется, примерно такое же время для чего-то нового. Нельзя сказать, что рынок в застое или сокращается, но 2012 год прошел у инвесторов в некотором оцепенении – похоже, все ожидали проявлений кризиса. Но, кажется, их не случилось и инвесторы стали использовать свои инвестиции по назначению – то есть вкладывать, в том числе и в рестораны.
Одно из увлечений инвесторов в настоящее время – это паназиатская кухня. Причем, с упором на китайскую. На самом деле сложно провести границу, между китайской и другим паназиатскими кухнями – очень часто в таких ресторанах встречается несколько видов кухонь – по аналогии с условной европейской кухней.
Но, все-таки, основной интерес к китайской кухне. При этом, не будем принимать в расчет японскую кухню – она и так давно является одним из лидеров российского рынка наряду с итальянской.
Рестораны китайской, тайской, вьетнамской кухонь, несмотря на слухи о дешевизне в собственных странах, в нашей стране до последнего времени относились к ресторанам со средним чеком выше среднего.
Но сейчас наметилась тенденция именно к открытию демократичных ресторанов паназиатской кухни, а также в формате фаст-фуда. И это интересно и относительно ново. Конечно, нельзя сказать, что до этого момента недорогих ресторанов в этом сегменте не было, но учитывая их неспешное развитие можно было предположить, что сегмент развивается слабо.
Чем определяется нынешний интерес к сегменту – сказать проблематично. Ведь, с одной стороны это интерес инвесторов. А вот интерес потенциальных клиентов, в общем-то, как следует не ясен. А, с другой стороны, на ресторанном рынке все проверяется практикой – интерес потенциальной клиентуры может возникнуть уже и после возникновения предложения.
До сих пор, развитию паназиатской кухни в дешевых сегментах рынка, и, особенно, в сегменте быстрого обслуживания, как мне кажется мешал фактор качества. Предприятия фаст-фуда, предлагающие, например, китайскую кухню по качеству просто проседали. И это еще и при том, что в силу невысокой проходимости, они были вынуждены готовить практически на заказ. А фаст-фуд и «на заказ» - плохо сочетаемые подходы. Поэтому ближайшее развитие паназиатского фаст-фуда видится по двум направлениям.
Во-первых (и это выглядит предпочтительнее) очень маленькое меню, в котором будут использованы популярные блюда. Например, с ходу видится лапша (в разных видах), дим-сам, какие-нибудь нэм’ы (вьетнамская кухня) и т.д. Причем, конечно, тут побеждает лапша, как понятное, простое и очень разнообразное блюдо. Например, лапша с курицей, говядиной, свининой, овощами, морепродуктами. Плюс то же самое, только в виде похлебки – и вот ассортимент на половину уже есть.
И, во-вторых, это могут быть рестораны с широким ассортиментом, где уже имеет смысл делать обслуживания, оставляя при этом демократичные цены.
В общем-то, примерно такая картина уже и начинает формироваться. Вероятнее всего, потребитель, который на самом деле тоже ожидает чего-то нового откликнется на предложения паназиатской кухни и это вполне может сделать этот сегмент серьезным игроком на рынке.
Ну, а пока гармония клиента и инвестора полностью еще не наступила, то с таким проектами лучше открываться в особо проходных местах. Это не новое правило, но все равно не соблюдается.
Специфического оборудования упражнения с паназиатской кухней не требуют. Все параметры таких ресторанчиков вполне сравнимы со среднестатистическим рестораном той же европейской кухни.