Доставка еды
Андрей Петраков, RestCon
Рынок доставки ресторанной еды сейчас достаточно хорошо развит. Во всяком случае настолько, что можно говорить о том, что его основные черты уже сформировались и структура рынка вполне определена.
Сейчас можно выделить три основных типа компаний, специализирующихся на доставке – это классические кафе и рестораны, организовавшие у себя такую службу, это компании изначально ориентированные только на доставку. И у них в этой связи отсутствует торговое помещение с посадочными местами как класс. И, наконец, это компании, имеющие договора со многими ресторанами города, причем с самыми разными – как по среднему чеку, так и по меню и принимающие обращения на доставку из того или иного заведения.
Рынок доставки – один из самых конкурентных в структуре ресторанного. В первую очередь за счет огромного числа мелких инвесторов, которые не готовы открывать полнофункциональные кафе и рестораны, а ограничиваются только доставкой, без торговых помещений. В самом деле, инвестиции в открытие компании по доставке оказываются в разы ниже традиционных ресторанов. Особенно, если правильно выбрать продукт, с которым работать.
Вообще говоря, для доставки подходит практически любая еда за редким исключением. Исключения – это, как правило, те блюда, которые существенно теряют в качестве за время транспортировки. К тому же, для некоторых блюд оказывается весьма важным внешний вид, сервировка, которые также сложно воспроизвести, например, в офисе заказчика.
Традиционной популярностью в России пользуются пицца и к ней некоторые элементы итальянской кухни, японская кухня в виде суши, роллов, шашлыки. Естественно, к этому прилагаются транспортабельные салаты, закуски, напитки и прочие сопутствующие. Вполне возможно, что в некоторых национальных регионах будут другие лидеры продаж.
Эти блюда простые, вкусные и имеют хорошее соотношение объем/цена. И, естественно, пользуется спросом у клиентов. При этом они интересны и для инвесторов высокой наценкой (то есть, прибыльностью) и очень финансово-щадящим набором оборудования, который надо закупить.
Например, основное оборудование, которое потребуется для пиццы – это пицца-печь, холодильники, стол для подготовки пиццы. Что, естественно не отменяет вложений в прочее оборудование и инвентарь, проведение ремонтно-строительных работ и т.п. Но по сравнению с обычным рестораном вложения снижаются как минимум на ремонт и отделку торговых площадей и мебель. Для производства суши/роллов набор основного оборудования – это рисоварка, холодильные камеры, столы, морозильники. Все остальное зависит от ассортимента. Если ограничиться именно этими блюдами, то затраты на дополнительное оборудование будут очень щадящими.
Проблемы с передвижением в больших городах стали существенно ограничивать охват одной точкой. Если раньше предприятие по доставке вполне могло располагаться где-нибудь в центре Москвы и при наличии своего автотранспорта легко обеспечивать оперативную доставку практически по всему городу, то сейчас, учитывая количество пробок, доступным становится передвижение на метро, что существенно снижает скорость доставки, делая проблематичным обслуживание удаленных клиентов. Становится обычной ситуация, когда заказ может доставляться 2-2, 5 часа, что не лучшим образом отражается на качестве привозимой еды. Это, в свою очередь заставляет клиентов переориентироваться на предприятия, расположенные рядом, чтобы избежать задержек. Таким образом, наступило время компаний, обслуживающих, например, один округ или район города. В этом случае удается по-прежнему использовать автотранспорт – чаще всего для этой цели используются автомобили Daewoo Matiz, как недорогие и относительно надежные.
Чтобы сократить время доставки и охватить больше клиентов некоторые компании открывают дополнительные точки. В этом отношении проще сетевым ресторанам, которые решили в качестве дополнительной услуги организовать доставку – у них уже есть основная инфраструктура для этого.
Рынок доставки ресторанной еды отличается очень высокой плотностью. Конкуренция высока, что делает этот бизнес для большинства компаний нерентабельным. В основном, ситуация выглядит следующим образом: с одной стороны, должен идти естественный процесс слияний и поглощений, когда в отдельно взятом районе останется, скажем не 10 или больше предприятий по доставке, а, например, 3-4. И они существуют достаточно гармонично – всем хватает для достойного существования. Но происходит другое – в силу того, что инвестиции в доставку не очень высокие (такую компания вполне можно организовать, потратив 30-50 тыс. долл.), это привлекает многих мелких инвесторов, многие из которых не совсем понимают текущую обстановку на рынке и открывают свои предприятия, которые, скорее всего не выдержат конкуренции, но и не дают нормально существовать уже имеющимся компаниям. В крупных городах, являющихся центрами притяжения людей со всей страны и ближнего зарубежья ситуация гораздо тяжелее – соответственно за счет дополнительного давления со стороны приезжих предпринимателей, которые обеспечены, как правило, незначительным капиталом и вкладываются в том числе и в бизнес по доставке.
Продвижение компании, занимающейся доставкой осуществляется двумя основными способами. Во-первых, это листовки и буклеты, которые разносятся по почтовым ящикам или одеваются на дверные ручки (а также прилепляются на стены, к дверцам лифта и доскам объявлений у подъезда и т.д.). По-возможности, нельзя забывать и про офисы, хотя с проникновением в них гораздо сложнее. Тираж, очевидно, определяется количеством потенциальных клиентов – в нашем случае квартир и офисов. Повторять надо раз в неделю (первые пару месяцев). Потом, по мере роста клиентуры можно снизить число распространений и до 1-2-х в месяц. Если результат слабый, то надо продолжать более интенсивно. Конкуренция велика и с 10 тыс. экземпляров вы можете получить поначалу и только пару десятков клиентов. И, во-вторых, это Интернет. Сделать свой сайт по доставке – это уже норма. Дополнительно можно создать группы в социальных сетях – таким образом легче получать обратную связь и улавливать запросы клиентов.
Кроме этих способов продвижения часто используют рекламу на автомобилях доставки, рекламу на местном телевидении, создают мобильные приложения для заказов с телефона – сейчас это набирает популярность, хотя есть смысл это делать для компаний, работающих, как минимум на весь город.