Ресторан и купон
Андрей Петраков, RestCon
Сейчас многие рестораны используют сайты купонных скидок и являются одними из крупнейших пользователей этих сервисов. Более того, есть специальные купонные сайты, ориентированные исключительно на рестораны.
Поэтому я провел мини-исследование предложений от ресторанов на эти сайтов, чтобы понять, к чему «тянутся» наши рестораны и чего им удается достичь.
Сразу бросается в глаза, что если рассматривать рестораны по ценовой категории, то основными пользователями являются не самые дешевые заведения. Правда, самых дорогих тоже не было. Если условно разделить ценовую категорию ресторанов на две части, то рестораны со средним чеком в районе 1000-1500 руб. на человека составляют примерно 60-65%. Выше 1500 руб. – примерно 30-35%. Считал по формуле салат+горячее+ безалкогольный напиток (алкоголь в эту сумму не входит). Совсем недорогих заведений практически нет. Единственное, на что я обратил внимание – это предложение от ресторана «Грабли», который, как известно, работает в сегменте ресторанов быстрого обслуживания.
Предлагаемая ресторанами скидка, похоже твердо укрепилась на рынке и составляет 50%. Если раньше на этих сайтах можно было встретить предложения от ресторанов доходящие до 70%, то сейчас их практически нет. В общем-то и понятно – 70% это уже практически гарантированный убыток. Тогда как 50% - по крайней мере шанс свести все к себестоимости. Но тут уже все зависит от числа купонных клиентов, записавшихся на праздник скидок.
По своему составу рестораны представлены самые разнообразные – пивные, итальянские, русские, кавказские, японские и другие. Бросается в глаза значительное число предложений от довольно экзотических заведений – например, кубинские, сирийские, никарагуанские, тайские.
Условия, на которых рестораны предлагают себя практически везде стандартные:
Купон выдается на одно лицо, если приходит несколько человек, то для обретения скидки на всех – у каждого должен быть купон.
- Есть ограничение на число пришедших – например, большие компании по купону не обслуживают. Большие – это, как правило от 6 человек.
- О наличии купона надо заранее предупредить по телефону и также заранее забронировать столик. В общем-то логично, а то придут после работы в пятницу пятьсот человек – и все, акция состоялась, но совсем не так, как хотелось бы ресторатору.
- Купон имеет ограниченный срок действия.
- Действие купона может распространяться не на все услуги – например, на бизнес-ланчи чаще нет, а также эта скидка не смешивается с уже имеющимися – например, со счастливыми часами.
Очевидно, что для многих ресторанов использование купонных сайтов имеет неплохой результат в плане поддержания своей деятельности в периоды, когда наблюдается снижение спроса. И позволяет по крайней мере выживать. Провести анализ количества купленных купонов сложно, поскольку нет доступа к акциям, которые уже завершились. Тем не менее, по некоторым предложениям есть число купленных купонов и 300 и 400 человек. И акция еще идет. Ну, а рекордсменом, вероятно, будут Грабли – менее, чем за день, если верить счетчику, приобрели купоны свыше 2 тыс. человек. Кстати, в Граблях на купоне судя по всему печатается QR-код, что выглядит современненько.
Тем не менее, я рассматривал бы купономанию в первую очередь как поддержку ресторан в трудный период. Если рассматривать это как маркетинговый инструмент распространения информации, то эффективность, скорее будет невысокой. Но с другой стороны ресторан практически ничего не теряет, если пользуется купонными сайтами. Можно было бы, конечно, порассуждать, что таким образом теряется имидж, но когда это делают многие рестораны, это уже становится обыденным и нормальным.