О перспективах нашего ресторанного рынка
Андрей Петаков
Количество ресторанов в стране растет также растет очень существенно и сейчас достигает такого числа, что можно говорить об уравновешивании спроса-предложения. То есть, если еще несколько лет назад на рынке оставался неудовлетворенный спрос на ресторанные услуги, то сейчас он практически удовлетворен. Естественно, это не означает, что рынок остановится. Потенциал есть и очень существенный. Просто теперь свободного места меньше и оно определяется наличием клиента. Клиент ресторана – это во-первых, платежеспособный клиент. В стране, где умопомрачительное количество людей с невысокими доходами можно только надеяться, что в перспективе их доходы вырастут и они станут активными потребителями ресторанных услуг.
Но доходы растут медленно. Если сравнивать данные третьего квартала 2010 и 3-его квартала 2011 гг., то окажется, что доходы выросли на 10.4% (ссылка на источник). Вроде бы неплохо, но не стоит забывать про инфляцию, которая по итогам 2011 г. составила 6,1%, что обесценивает рост доходов до уровня 4,3%. Конечно, это не единственный фактор роста ресторанного рынка. Тем не менее, он один из самых существенных и объективных – есть рост доходов – есть возможность дополнительных трат.
Опять же, количество бедных в районе 15% - потенциальные клиенты, если когда-нибудь перестанут ими быть. Справедливости ради, надо отметить, что в интернете бродят истерические выкрики о том, что бедных у нас 50% - так что потенциал еще выше. Но лично я полагаю, что истина, как обычно, посередине.
Помимо бедных есть не бедные, но низко оплачиваемые. Таких еще процентов 20-30, это уж в каждом регионе надо смотреть конекретно. У них больше шансов в ближайшие лет 5 попасть в число клиентов ресторанного бизнеса. Но опять же, смотря каков будет реальный рост их доходов, который сейчас на уровне до 15-20 тыс. рублей.
Кроме роста доходов есть еще такой важнейший фактор, как образ мышления. Например, молодые люди, которые сейчас являются, или вот-вот будут являться адептами питания вне дома, - избавлены от предрассудков о том, что в ресторан нужно ходить по праздникам и что лучше сэкономить и поесть на кухне. Так что молодое поколение – это определенный двигатель развития ресторанного рынка. Молодой клиент хорош еще и тем, что пока не умеет рационализировать свои траты и готов пользоваться ресторанной услугой даже при дефиците средств. То есть, молодой клиент создает массовость, но на высокий средний чек не стоит рассчитывать. Очевидно, что он является клиентом в первую очередь демократичного сегмента ресторанов и ресторанов быстрого обслуживания. Проблема в том, что сейчас страна находится в пресловутой демографической яме. Это означает, что количество молодых людей, вступающих в активный возраст потребления ресторанной услуги сократилось и будет еще какое-то время сокращаться. Цифры Госкомстата выглядят при этом таким образом:
| 2008 | 2009 | 2010 |
Все население | 142009 | 141904 | 141914 |
в том числе в возрасте, лет: |
|
|
|
0-4 | 7449 | 7692 | 7956 |
5-9 | 6643 | 6881 | |
10-14 | 6894 | 6757 | 6564 |
15-19 | 10207 | 9261 | 8496 |
20-24 | 12764 | 12573 | 12256 |
25-29 | 11475 | 11893 | 12257 |
То есть, группа 15-19 лет меньше группы 20-24 года на 30 с лишним процентов. А группа 10-14 – практически на 50%. Это означает, что в ближайшие годы, да уже и сейчас количество молодых посетителей ресторанов будет существенно снижаться в силу вполне объективных причин. И сделать с этим, очевидно, ничего нельзя. Вспомните про школы, которые остаются без учеников – это как раз оно.
Кроме того, не стоит забывать о существенном снижении численности населения – конечно, пожилые люди не делают существенной погоды на рынке, но не стоит забывать что очень часто их скромные пенсионные доходы имеют свойство перераспределяться, например, частично в пользу внуков, которые уже и в кафешку могут заглянуть.
Конечно, проводить сложные расчеты, пытаясь понять что на что влияет и в какой степени сложно и недостоверно. Иначе говоря, мы не можем сейчас сказать относительно точно, что ждет рынок в ближайшее время. Но можем осторожно предположить, что внутренних ресурсов для роста у нас сейчас немного. То есть, исходя из описанных факторов можно ожидать роста ресторанного рынка в пределах 4-6% в год.
Внешние факторы – это мигранты и туристы. Мигранты пока мало дают ресторанам – они мало зарабатывают, экономят и отправляют деньги на родину. Так что в этом отношении ничего интересного.
Туристы – то есть, въездной туризм в Россию мог бы немного посодействовать и развитию ресторанов.
Так, например, в Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», заявлены такие цифры: Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения млн. человек (Источник):
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
4,1 млн. чел. | 4,6 млн. чел. | 5,4 млн. чел. | 6,6 млн. чел. | 8,7 млн. чел. | 11,9 млн. чел. |
В общем, осталось потерпеть несколько лет и заграница нам поможет. Хотя, конечно, рассчитывать на это не стоит – когда это было, чтобы за 5 лет мы достигали 2-кратного увеличения чего-нибудь? Хотя, в первоначальном варианте, если не ошибаюсь было запланировано вообще 5-кратное увеличение. Но и двукратное представляется сверхзадачей.
В общем, рынок расти будет, но медленно. При этом, естественно увеличится конкуренция. В принципе, это хорошо – можно ожидать, что старые и новые рестораны это учтут и будут действительно бороться за своего потребителя. В общем-то, пора.