Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

Ресторан по франчайзингу

Андрей Петраков

Источник: BYUBRAND INFORM

 

Схема развития ресторанного бизнеса по франчайзингу остается одной из самых востребованных во всем мире. И, если еще десять лет назад она только зарождалась в России, то теперь можно констатировать глубокую вовлеченность в этот процесс значительного числа наших ресторанных предприятий – в первую очередь сетевых. Франчайзинговую схему развития на нашем рынке используют многие компании. Среди них Subway, «Росинтер» (бренды «IL Патио» и «Планета суши»), Sbarro, «Шоколадница», «Елки-Палки» и другие.

 

Франчайзинговая схема очень хорошо ложится в ресторанный формат, позволяя в сжатые сроки наращивать объем бизнеса. Конечно, при ее применении есть некоторые ограничения относительно типов ресторанов, пригодных для ее использования. Так, например, она гораздо реже используется для развития ресторанов верхнего ценового сегмента. Это связано с необходимостью придавать максимум индивидуальности для подобных заведений в глазах потенциальных потребителей. Вместе с тем, многое зависит от плотности размещения таких ресторанов. Например, открытие одного такого ресторана на город вполне может оказаться оправданным – ведь вся публика так или иначе местная, и она не будет чувствовать себя ущемленной в своей индивидуальности.

Тем не менее, основной контингент ресторанных предприятий, использующих франчайзинговую схему развития, находится в недорогой и средней ценовой категории. А именно, это рестораны быстрого обслуживания и демократичные рестораны. Именно эти предприятия чаще всего используют франчайзинг, позволяющий им быстро наращивать количество ресторанов, получая все преимущества сетевых проектов. Конечно, более прибыльной была бы схема развития, включающая свои собственные и заемные ресурсы, но они не всегда доступны в должных объемах и в таких случаях франчайзинговая схема оказывается просто незаменимой, позволяет малоизвестным брендам конкурировать с крупными, состоявшимися компаниями.

Источник: BUYBRAND Inform
 

 

Тем не менее, молодым компаниям было бы недальновидно делать ставку исключительно на франчайзинговую модель развития. В этой связи рассмотрим две ситуации.

Ситуация первая: компания выходит на рынок с уже известным продуктом в известной ценовой категории. Например, пиццерия. Сейчас, практически все сегменты пиццерийного рынка хорошо проработаны и заняты – в каждом из них найдется несколько известных, сильных игроков. И перед компанией стоит задача – найти себе франчайзинговых партнеров для развития. Возникает вопрос: чем может оказаться интересной одна из многих компаний, оперирующих в данном сегменте и, к тому же, незначительная по размерам? По большому счету, для потенциальных приобретателей франшизы она действительно мало интересна. У нее стандартный продукт, стандартное обслуживание, стандартная схема работы – в общем ничего, что можно было бы признать уникальным и заинтересовать потребителя и приобретателя франшизы. Уникальный продукт отсутствует по определению – заворачивание пиццы в трубочки, шоколадные начинки и т. п. – не в счет, это уже или есть, или доказало свою несостоятельность. Поэтому, единственное, с чем может «играть» небольшая компания – это с условиями предоставления франшизы. То есть, снижать паушальный взнос, роялти, предоставлять дополнительные услуги приобретателю франшизы. При этом, существует значительный риск того, что открыв предприятие, и не получив ожидаемых выгод, инвестор не захочет в дальнейшем продолжать отношения с франчайзером и будет действовать самостоятельно.

И, второй вариант, который интересен в контексте небольших компаний – это выход на рынок с каким-то новым продуктом. То есть, с продуктом, который либо бы недавно разработан или же просто не представлен на данной территории. Если продукт до сих пор был неизвестен, то есть является новой разработкой, то требуется время, чтобы его узнали на рынке, и он стал интересен потенциальным франчайзи. Кроме того, в случае популярности нового продукта очень высока вероятность его копирования и появления новых действующих сетевых проектов, которые ориентируются не на франшизу, а на собственные силы.

Таким образом, становится очевидным, что основной капитал во франчайзинге составляет бренд. Точнее – сильный бренд. Без него, фактически, теряется смысл приобретения. Причем, в данном случае силу бренда можно определить как превышение выгод от его использования над дополнительными затратами и прочими неудобствами, которые неизбежно возникают при вступлении во франчайзинговые отношения.

 

Именно поэтому приобретение франчайзингового пакета у малоизвестных компаний не имеет особого смысла. Тем не менее, это не означает, что небольшим компаниям этот путь развития не стоит осваивать. В качестве аргументов для приобретения может выступать все что угодно – привлекательная торговая марка, оригинальное оформление места продаж, проработанность франчайзингового пакета, список услуг, предлагаемых франчайзером и еще много различных субъективных факторов.

Приобретатель франшизы, идя на этот шаг, очевидно, чего-то ожидает. Большинство ожиданий можно сформулировать в двух основных положениях:

Это означает, что ожидания инвестора во многом состоят в том, что ему будет предоставлена существенная помощь при открытии. Как правило, ожидается, что будет оказана помощь в выборе помещения, выполнен дизайн-проект и прочие необходимые проекты, будет организовано обучение персонала, будут внедрены стандарты качества, передана вся рецептура, организована поставка оборудования и его установка и так далее. И, более того, что все эти услуги будут включены в состав передаваемого франшизного пакета. Надо сказать, что при этом некоторые ожидания не оправдываются – франчайзер действительно оказывает подобные услуги, но многие из них за отдельные деньги. Реальность существующего ресторанного франчайзинга в нашей стране такова, что некоторые компании, начинающие свое развитие с продажи франшизы вообще не могут предоставить многие из востребованных услуг даже за деньги – то есть у них не наработаны постоянные партнеры, способные выполнять те же проектные работы, уже зная специфику конкретной концепции. Понятно, что покупатель франшизы не обязательно этой услугой воспользуется – он может выбрать и своих поставщиков, но сама такая возможность, как минимум, должна предусматриваться.

Основной смысл для приобретателя франшизы заключается в том, чтобы получать дополнительную прибыль по сравнению с владением самостоятельным предприятием питания. Очевидно, если не принимать в расчет этот эффект, то франчайзинговый ресторан менее выгоден, ведь он вынужден перечислять франчайзеру определенный процент от выручки – роялти (в некоторых случаях – это процент от прибыли, но в реальности расчет от прибыли практически никогда не используется), который может составлять до 10%. А это значительная сумма. Таким образом, для использования преимуществ франчайзингового предприятия, его выручка во-первых, должна нивелировать эффект от ее снижения, и, во-вторых, превышать прибыль от владения аналогичным самостоятельным предприятием на какую-то ощутимую сумму.

В теории, такое увеличение выручки должно достигаться от суммарных преимуществ в виде отработанного меню, постоянного контроля качества, стандартов обслуживания и известного бренда. В реальности, при прочих равных условиях, популярность бренда имеет наибольшее значение. Ведь сейчас рынок достаточно развит, и дополнительную прибыль может обеспечить в первую очередь наличие известного бренда. При этом, необходимо учитывать популярность сети в конкретном регионе – нет особого смысла покупать франшизу для Владивостока, если известность бренда, например, ограничивается Москвой и областью.

Состав франшизного пакета, предлагаемого сетевыми компаниями, выглядит примерно так:

Для открывающихся по системе франчайзинга ресторанов предъявляются определенные требования. Они могут касаться, как выбора места размещения, так и личностей будущих владельцев.

Так, например, при начале работы по заключению франчайзингового договора, франчайзи получает перечень требований, которые необходимо соблюсти, чтобы пройти внутреннюю сертификацию и стать одним из ресторанов сети. Он включает такие аспекты:

Этими пунктами перечень, конечно, не исчерпывается, в некоторых случаях он может достигать нескольких десятков страниц. Впрочем, большинство начинающих компаний дает список требований довольно обще, что периодически вызывает неприятные казусы. Так, бывает, что после строительства ресторана, франчайзер отказывается его принять, поскольку он был сделан не в соответствии со стандартами, надо сказать, довольно общими и расплывчатыми.

На нашем рынке существует достаточное количество предложений по приобретению франшизы, чтобы покупатель имел возможность выбрать оптимальное предложение по профилю предприятия и вложениям.

В целом считается, что предприятия, открытые франчайзинговым способом более устойчивы, в том числе во время различных кризисов, что подтверждают проведенные исследования. При этом, надо сказать, цифры отличаются очень сильно, что может указывать на поверхностный характер подобных исследований. Так, например, встречаются цифры, что такие предприятия устойчивее на 5-7 процентных пунктов, а есть – 30% и даже выше. Думается, что в условиях еще не полностью сформировавшихся рынков и малой известности брендов, в том числе и мировых, для отечественных сетей имеет смысл опираться на минимальные показатели в случае проведения прогнозных расчетов для размещения инвестиций.


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Выставка Сочи-экспо. Ресторанный Олимп.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты