Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

Потребительская крыша или продолжаем кошмарить.

Андрей Петраков

Эпиграф:

Как у наших у ворот 
Много старцев и сирот 
Ходят, ноют, хлеба просят, 
Наберут - Петровне носят, 
Для коров ей продают 
И в овраге водку пьют.

                        М. Горький.

Защита прав потребителей нужна. С этим не поспоришь, да и не надо, поскольку потребитель очень часто действительно нуждается в защите. Но это не все. На мой взгляд, было бы весьма своевременно заняться защитой прав предпринимателей от потребителей. Но, к сожалению, «настоящих буйных» в ресторанном бизнесе мало, так что защитить себя рестораны не смогут, поскольку действенных инструментов по защите ресторанов и рестораторов нет.

А поводом к написанию этой заметки послужила возросшая активность всевозможных потребительских сообществ (далее – Общество; защитники), которые усилили свое внимание к предприятиям ресторанного бизнеса.

Но, давайте по порядку и по закону. Прямо как мечтают мечтатели.
Для защиты своих прав потребители могут объединяться в некоммерческие организации, что закреплено в Законе «О защите прав потребителей» (далее – Законе).
Дело хорошее. Потребитель-одиночка далеко не всегда в состоянии себя защитить, а вот когда за ним мощь организации – тогда все иначе.

Права общественных организаций также прописаны в Законе и выглядит это все следующим образом:

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

Кроме того:
Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Что могут защитники?

Если коротко – то они могут прийти в любой ресторан/магазин и т.п. и провести проверку в рамках своих полномочий. Иначе говоря, найти нарушения в рамках закона о правах потребителя. В финансовой документации они рыться не имеют права, а вот, например, найти несоответствия в меню могут. Скажем, не указаны калории, не указан состав, грамовка и т.д. Или же, например, потребовать предъявить сертификаты на продукты. То есть, они могут попросить просмотреть те документы, которые мог бы затребовать и посетитель, представляющий самого себя.
Вот выдержка из закона: Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

Совершенно очевидно, что найдется очень мало ресторанов, где соблюдены абсолютно все нормы и правила, являющиеся предметом защиты прав потребителя.

В принципе, на первый взгляд, ничего страшного не происходит. Ну пришли, ну поковырялись в бумажках и если нарушения несущественные, - поставили на вид и простили. Однако нет. Иногда (худшее все-таки не будем предполагать) истинной целью является отнюдь не действительная забота о потребителях, а личное обогащение. Ну не совсем личное, а обогащение их конторы. И тут уже вступает в действие весь нездоровый арсенал уполномоченного рекетира. В частности, были отмечены случаи, когда защитники едят бесплатно. Пустячок, но противно. То есть, после потребления еды и составления своих протоколов они просят не оплачивать то, что они заказали. И, наивные рестораторы полагают, что, возможно, на этом все и закончится. То есть, отработали, как говорится, за еду... Не стоит на это надеяться.

Далее. Были отмечены случаи, когда рестораторам настоятельно рекомендуется посетить специалистов Общества, которые смогут рассказать им, как правильно все оформить, чтобы в дальнейшем не было проблем. Не бесплатно, конечно. Были случаи, когда они предлагали сделать пожертвования (добровольные естественно) куда-то там, понятно куда и на такой случай ходят с готовой бумажкой с реквизитами. Были случаи, когда угрожали передачей своих протоколов в суд, прокуратуру и т.п. (кстати, имеют право, как следует из содержания закона), намекая, что не против договориться. Кроме того, предлагалось долгосрочное сотрудничество на условиях регулярных отчислений, по результатам которого гарантировалось отсутствие проблем со стороны других аналогичных Обществ (по сути дела крышевание). И, наконец, имело место, что интересы двух противоборствующих защитников пересекались, когда одни залезали на территорию других. Из чего можно сделать вывод, что охотничьи угодья поделены, лицензии на отстрел мелких и крупных рестораторов имеются, сезон открыт.

Формально, в плане добычи доказательной базы, представители общества реально редко превышают свои полномочия, поскольку, как уже было сказано практически в любом ресторане можно, что называется невооруженным глазом найти разнокалиберные нарушения.
А доказать факты вымогательств тоже практически невозможно, поскольку люди, которые заняты этим непростым делом сами не простые и прекрасно осведомлены о том, как произнести все необходимые для принуждения к сотрудничеству слова таким образом, чтобы никакого формального состава преступления в них не было.

В общем, не будем утверждать, что это явление массовое и все без исключения Общества ведут себя подобным образом, но, как говорится, есть паршивое стадо в овце.

Бонус:
Статья 15. Компенсация морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Дополнительную информацию о правилах проведения проверок обществами по защите прав потребителей и других проверяющих органов вы может найти, в частности, по этой ссылке: http://mbm.ru/stuff.asp?id=33#potrb


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Компания Практика.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты