Интернет и ресторан
Андрей Петраков, RestCon
Источник: журнал "Ресторатор"
Появление интернета (сети) стало для бизнеса важным инструментом по повышению эффективности и появлению новых видов бизнеса, ранее практически немыслимых без системы быстрой коммуникации. И для ресторанов в том числе.
С помощью интернета рестораны могут более эффективно решать таких важнейших задач, как увеличение прибыли и управление изменениями в ресторане, вплоть до смены концептуальной направленности. Впрочем, задача управления изменениями в той или иной степени является вспомогательной к основной задаче по увеличению и прибыли.
В настоящем материале будем рассматривать тот вариант использования интернета, который напрямую направлен на увеличение прибыли и росту продаж. То есть, понятно, что для связи с поставщиками интернет тоже полезен, но мы будем касаться в первую очередь работы с потенциальными и существующими клиентами заведения.
Кому это нужно?
Чтобы относительно корректно ответить на вопрос, каким ресторанам использование интернета как минимум полезно, лучше пойти методом исключения — кому интернет скорее не нужен.
А не нужен он тем, у кого очень маленькое заведение — уличная точка, одиночный (несетевой) небольшой фаст-фуд, кафе, бар. И, второе требование — заведение основано на спонтанных покупках или же клиенты и так знают о заведении (например, рядом работают), то есть заведение не претендует на привлечение посетителей в масштабах города, или хотя бы района.
Не говоря уже о том, что в небольших заведениях смысл использования интернет теряется, поскольку там нет возможности поддерживать интернет-сайт или иные формы интернет-продвижения в силу недостатка людей или финансов.
Отсюда следует, что использование интернета безусловно полезно для сетевых проектов (в том числе и для уличного фаст-фуда), модных заведений, куда клиенты стремятся попасть независимо от удаленности, ресторанов, имеющих круг посетителей сформированный не только по принципу географической приближенности.
Кроме того, для предприятий, работающих на доставку сделать свой сайт просто необходимо. В крупных городах, где развит интернет, заказ через сайт становится абсолютно обыденным делом.
Основные возможности для продвижения в интернете.
Возможность первая.
В интернете существует некоторое число ресурсов, где размещается информация о различных предприятиях общественного питания и развлекательной сферы. Чаще всего они имеют географическую привязку — по Москве, Саратову и так далее. Некоторые дают возможность поиска и по другим городам, то есть, в перспективе могут стать федеральными.
Из известных ресурсов в качестве примера можно привезти www.menu.ru www.restoran.ru, www.inout.ru
Соответственно, посетители этих сайтов получают возможность структурированного поиска подходящего для себя заведения по выбранным критериям — удаленности, ценовой категории, типу кухни и другим параметрам.
Как правило, на таких сайтах краткая информация о ресторанах размещается бесплатно, более подробная — за деньги. Может предлагаться несколько пакетов услуг в зависимости от степени подробности материала, включении в него фотографий и т.п.
Фактически, у ресторана появляется возможность сделать мини-сайт на таком ресурсе и даже собирать некоторую статистику о посещаемости.
Очевидно, что степень подробности и качество размещенной информации позволяют потенциальному клиенту ресторана принять обоснованное решение о пригодности заведения для посещения в той или иной ситуации (свадьба, романтическое свидание, дружеская попойка с дракой и т.д.).
Вторая возможность (ни в коей мере не исключающая первой) предусматривает создание своего собственного сайта.
Здесь возможностей больше, но и затраты несравнимо выше по сравнению с размещением информации на специализированных ресурсах.
И на этих возможностях стоит остановиться более подробно, поскольку свой сайт дает доступ практически ко всем возможностям использования интернета и позволяет «выжимать» максимальную эффективность.
Нет смысла перечислять все основные разделы ресторанного сайта — для этого достаточно открыть несколько из них и сделать примитивные выводы о том минимуме, который должен присутствовать — меню, интерьер, контакты и прочее.
Обратим внимание на некоторые дополнительные модули и, по-возможности, оценим их целесообразность и эффективность.
Заказ столика через сайт.
Дело хорошее, но этим кто-то должен заниматься. Например, администратор. При получении сообщения о заказе столика в любом случае нужно перезванивать потенциальному клиенту и уточнять параметры заказа начиная от его истинности и заканчивая количеством гостей. Для придания интерактивности было бы интересно давать возможность делать заказ прямо по карте зала и по конкретному столику. Но для этого нужно как минимум в реальном времени отслеживать заказы и вносить необходимые изменения на сайт. И еще лучше, если бы еще можно было извлекать из этого какую-нибудь статистику и т.д. В общем, если все делать по максимуму, то стоимость подобного модуля (или сайт, сделанный на движке, дающем такую возможность) будет дороже простого сайта в разы. Если же ограничиться упрощенной заявкой на бронирование столика, то это не приведет к удорожанию. Кстати, в наше время существуют специальные сайты, позволяющие бронироваться через них и передающие информацию в ресторан. Вот они дают абсолютно полную статистику по всем параметрам заказа. Думаю, не стоит говорить, что подобная услуга стоит дополнительных денег. Кстати, большинство сайтов - ресторанных каталогов дают схожие возможности, но, как правило, в урезанном виде.
Голосования на сайте
Голосование придает определенную живость сайту. Проблема заключается в том, что для получения динамики голосования нужна посещаемость сайта хотя бы человек сто в сутки (а большинство ресторанных сайтов вообще никогда не достигают подобной посещаемости). И то, это будет в лучшем случае 1-2 голоса за указанный период. Согласитесь, что выглядит довольно жалко, когда на протяжении нескольких месяцев число проголосовавших исчисляется несколькими десятками человек. При включении в сайт, модуль не несет за собой существенного удорожания всего проекта.
Гостевая книга
Обычно сюда пишут свои отзывы посетители. Тоже придает интерактивности сайту. В целом, довольно бесполезная штуковина для ресторанного сайта. Хорошие отзывы пишут реже чем плохие, а запоминаются плохие отзывы гораздо лучше. Если вы хотите получить мнение ваших клиентов, то просто сделайте форму обратной связи без публикации отзывов на сайте.
Форум
Общение посетителей и сотрудников ресторана между собой. Тоже довольно спорная вещица, поскольку требует постоянного внимания, чтобы не пропускать нецензурщину и прочие пороки нашего общества. А также вести непрерывную борьбу с различными программами и физическими лицами, рассылающими всякую безумную рекламу. В целом, конечно, если есть желание форум можно сделать интересным и насыщенным, но опять же — при хилой посещаемости сайта это теряет всякий смысл. Одно дело вести какую-нибудь дискуссию в течение дня, а совершенно другое — получать ответы на свои реплики в течение недели-двух.
Рассылка
Довольно полезная вещь, поскольку таким образом вы можете посылать информацию своим клиентам. Информировать их, например, о скидках, специальных предложениях, мероприятиях организуемых рестораном. Это может быть гораздо более информативно, чем рассылка смс или обзвон по телефону, поскольку объем информации в письме гораздо больше. Кроме того, если вы сделаете регистрацию в рассылке более информативной, чем введение e-mail, вы сможете получить больше информации о своих клиентах. Другое дело, что предложение введения дополнительной информации о себе как правило не радует посетителей. Так что если и вводить расширенную анкету, то сделать ее полное заполнение только как жест доброй воли со стороны подписчика вашей рассылки.
То, что мы рассмотрели сейчас и то, что оказывается малоприменимо для сайта одиночного среднестатистического ресторана, может оказаться горазд более полезным для сетевых ресторанных проектов, которые могут себе позволить бросить большие ресурсы на поддержание, модерацию и развитие сайта. Не говоря уже о том, что подобный ресурс может быть объединительным инструментом всех ресторанов, входящих в сеть, особенно если они разбросаны по стране. Ведь сайт это не только то, что выкладывается на всеобщее обозрение. Например, можно сделать служебный вход для сотрудников и решать через это некоторые деловые вопросы.
Продвижение сайта.
Вопрос непростой и денежный, поскольку эффективность платных методов по сравнению с трудозатратами на условно-бесплатное продвижение выше. Но опять же, огромное значение имеет то, каким образом и с какого конца взяться за это. Поэтому, напишем несколько обтекаемо о том, что эффективно.
Скорее эффективно:
-
Размещать информацию о ресторане в ресторанных интернет-каталогах со ссылкой на сайт.
-
Использовать рекламу по кликам. То есть одно нажатие на ваше рекламное объявление перенаправляет пользователя на ваш сайт и снимает определенную сумму денег. Например, 30 копеек. Вкратце, система работает следующим образом: вы выбираете ключевые слова или фразы (например, итальянская кухня, итальянский ресторан и т.д.) и назначает стоимость за одно нажатие. Пользователи сети видят ваше рекламное сообщение и если оно их заинтересовало, нажимают на него для получения дополнительной информации, которая приводит их на ваш сайт. Стоимость нажатия определяется конкуренцией. То есть, чтобы оказаться в первых рядах нужно платить больше. В очень конкурентных сферах стоимость одного нажатия доходит до нескольких сот рублей. Подобные услуги предоставляются в частности, системами direct.yandex.ru и begun.ru.
Скорее полезно
-
Разместить информацию о сайте ресторана в различных бесплатных каталогах, ориентируясь при этом на регион. Очевидно, что информация о московском ресторане во владивостокских ресурсах мало вам поможет. Разве что даст немного дополнительной посещаемости, но нужна ли она такая? Правда, в некоторых случаях это все-таки нужно. Например, для иностранцев, которые планируют посетить в столице всякие достопримечательности и, в частности, исторические рестораны, рестораны исконной русской кухни и т.п. В этом случае желательно предусмотреть англоязычный вариант сайта, а также разместить информацию о нем в международных каталогах.
-
Оплатить умелые руки сограждан, занимающимися продвижением сайта в первые десятки популярных поисковиков — Яндекс, Google и т.п. Продвижение происходит по ключевым словам и словосочетаниям. Например «японский ресторан в Москве». То есть, за каждую подобную фразу надо что-то заплатить. В среднем, пакет продвижения на месяц может обходиться в 10-15 тыс. рублей. Чтобы снизить цену, можно поискать оптимальные предложения и в других городах. Например, в Санкт-Петербурге стоимость подобных услуг бывает в разы ниже, чем в Москве. Но надо отдавать себе отчет в том, что рестораны — очень популярный запрос и многие пользуются подобной системой продвижения. Другими словами, вероятность выбиться в лидеры по поисковым запросам на долгое время не очень велика. И в тех случаях, когда приходилось сталкиваться с различными способами продвижения лично, эффективнее работала система оплаты по кликам.
Сколько стоит
Стоимость сайта очень сильно различается в зависимости от того, кто его делает. И вполне можно попасть на контору, где «у нас не лучше, у нас дороже».
Простой, но вполне дееспособный сайт обойдется в 30-40 тыс. рублей. Более сложный, с системами тотальной автоматизации может обойтись и тысяч в 200 рублей. А, будучи сделанным в какой-нибудь известной дизайн-студии — и в миллион и дороже.
В общем, среднестатистическому ресторану, которому сайт все-таки нужен, следует ориентироваться на цифру 30-60 тыс. руб. И на эти деньги можно получить вполне качественную поделку, иногда даже с системой заказа доставки (если таковая нужна). Те, кто считает, что достоин большего и претендует как минимум на звание ресторана нашего двора, скорее всего найдут своих партнеров за большую сумму (в среднем 80-150 тыс. руб.).
Несколько слов о том, на что обратить внимание при заказе сайта.
Чем больше предварительного материала вы сможете дать разработчику перед началом работы, тем больше вероятность уложиться в сроки и получить целостный продукт. То есть, семь раз отмерить — в данном случае очень не пустой звук. Предварительный материал означает как минимум полное знание того, какие разделы вы хотите отразить на сайте. Даже если вся писанина (контент) будет дорабатываться в процессе.
Пользовательский интерфейс. Это очень простая вещь — куда попадет посетитель сайта при нажатии той или иной кнопки и как оттуда выберется. Иначе говоря, насколько просто и удобно ему будет получать информацию о вашем ресторане из вашего сайта. Это очень важно. Можете не сомневаться, что даже вчерашний студент скорее всего сможет написать программную часть сайта, а дизайнер нарисует что-то не очень убогое. Но подавляющее меньшинство из них (это же относится и к весьма серьезным дизайн-студиям) в состоянии правильно подать информацию. Наверняка вы заходили на сайты, на которых непонятно где что лежит и как чего искать. Что вы делаете? - Скорее всего довольно быстро его покидаете в поисках другого. Это как раз плохой (недружественный) интерфейс. Чтобы подобного не происходило, нужно неспеша и очень тщательно проработать этот вопрос. Лучше посоветоваться с несколькими людьми, выслушать замечания и пожелания, внести изменения. Самому посвятить этому должное время. Поиграть с тестовой версией и в случае необходимости внести изменения. Полностью полагаться в этом вопросе на разработчиков нельзя.
Несколько слов о шаблонах
Сейчас стали популярны всевозможные шаблоны сайтов типа joomla и аналогичные. В чем-то они, конечно упрощают жизнь, но, скорее в том случае, если в шаблон не планируется вносить существенных изменений. А если серьезно видоизменять его, то комплекс сопутствующих работ вполне может потянуть на разработку нового сайта. Причем, как по объему, так и по деньгам. Так что не удивляйтесь. Но в каких-то случаях, это правда — шаблоны помогают. Но при этом надо понимать, что ресторанных шаблонов, а, тем более действительно интересных ресторанных шаблонов в общем объеме предлагаемых вариантов не так уж и много. То есть, просмотрев штук пятьсот, вполне может оказаться, что вы не выберете ничего.
Ну и напоследок, во что обойдется поддержание сайта.
Регистрация доменного имени в зоне .ru — порядка 600 руб., продление на год — немного меньше.
Хостинг (обеспечение появление вашего сайта в интернете и бесперебойная работа) — в среднем, 400-500 руб. в месяц.
Это небольшие затраты, которые под силу практически любым предприятиям общественного питания.
Но нельзя забывать и о том, что поддержание сайта означает внесение на него определенных изменений, а иногда и в саму структуру. В большинстве случаев поддержание не требует привлечения дополнительных специалистов — особенно, если у сайта хорошая административная часть, в которой может работать даже малоподготовленный пользователь. Но для больших проектов почти наверняка потребуются отдельные специалисты, что, понятно, стоит дополнительных средств.