С доставкой на дом
Андрей Петраков, RestCon
Наиболее популярные кухни и блюда для доставки в настоящее время уже практически сформировались.
Это:
-
Пицца
-
Шашлык
-
Суши (японская кухня)
-
Блюда китайской кухни (в меньшей степени)
Основные тенденции рынка:
Значительно выросла конкуренция. Настолько, что по некоторым сегментам рынок можно считать абсолютно насыщенным. В первую очередь это относится к пицце. А вот в сегменте японской кухни можно сказать, что рынок еще сможет вместить в себя некоторое количество операторов.
Время доставки увеличивается. Особенно это верно в отношении крупных городов с их транспортными проблемами. Пересадка на метро тоже не всегда спасает, поскольку сеть метро, в том числе и в Москве развита очень слабо по сравнению с крупнейшими европейскими городами. В этой связи резко сузилась зона обслуживания операторов, которые раньше работали на всю Москву. Теперь они укладываются в разумное время доставки либо до ближайших клиентов, либо вынуждены открывать дополнительные производственные мощности в разных частях города.
При этом в более выигрышной позиции оказываются уже существующие ресторанные сети, которые имеют возможность передавать заказ в ближайшую точку и уже оттуда осуществлять доставку.
Расширение ассортимента. Если раньше большинство компаний работали на каком-то одном базовом продукте — пицце, шашлыке или японских блюдах, то сейчас многие компании берутся за все сразу. При этом продвижение различных продуктов с одной кухни происходит под различными брендами, что нельзя не признать правильным — потребитель лучше реагирует на специализирующиеся на каком-то одном продукте компании. К тому же, действуя подобным образом можно привлечь к себе больше потребителей. То есть, продвигая каждый раздел кухни отдельно, можно получить в сумме больше клиентов, чем продвигая все сразу в одном сайте, в одном буклете и т.д.
Рассмотрев ассортимент полутора десятков компаний, взятых произвольным образом и предлагающих доставку пиццы получается, что в среднем компании предлагают потребителю 21 пиццу. Дополнительно несколько салатов, десерты, напитки. В некоторых случаях ассортимент расширяется до предложения нескольких видов паст.
В отношении японской кухни можно сказать, что среднее количество суши, предлагаемое на доставку (цифры получены аналогичным образом) составляет 29 штук (включая острые и особо оригинальные). При этом среднее количество роллов составляет 37 штук.
Кроме того, в состав предложения входят различные горячие блюда, салаты, закуски и, конечно же, десерты.
Если коротко прокомментировать предлагаемый ассортимент не вдаваясь в кулинарные изыски, то можно совершенно точно сказать, что это — избыточное предложение. Здесь классическим образом работает принцип 20/80 (30/70). Переиначивая на наш случай можно сказать, что 20-30% ассортимента по пиццам, сушам и роллам создают 70-80% всех покупок по данной товарной группе.
Например, в отношении роллов можно сказать, что в подавляющем большинстве случаев покупатели выбирают такие роллы, как традиционные Калифорния, Филадельфия, Канада, Аляска, роллы с тунцом, с лососем, с огурцом. Плюс 1-2 каких-либо еще полюбившихся именно в этой компании. Примерно таким же образом обстоят дела и с пиццей. Вся остальная часть ассортимента — это просто расширение предложения, по большей части совершенно бессмысленная. То есть, это просто расширение предложения, не дающее реальной прибыли. Тем не менее, держать в ассортименте только ходовые роллы тоже было бы не совсем правильно. Это как в магазине — потребителю нужен определенный выбор. Но опять же есть определенные нюансы — если это предложение от компании, специализирующейся на доставке еды, то предложение широкого ассортимента более оправдано — потребители имеют возможность неспеша выбрать интересующий их продукт через сайт или рекламные материалы (буклеты, листовки и т.п.). Делать такой ассортимент в кафе или фаст-фуде не имеет смысла — потребителю будет очень сложно выбирать. Кроме того, нужно понимать, что широкуий ассортимент подразумевает закупку дополнительных продуктов, многие из которых будут просто лишними и только замораживают средства. К счастью, такие кухни, как пицца и суши/роллы в основном состоят из ограниченного числа составляющих и ассортимент создается просто их комбинированием. Соответственно, затраты на на закупку маловостребованных ингредиентов оказываются минимальными.
Оптимальные способы продвижения.
Способов продвижения услуги доставки еды на дом немного. А., точнее, основных способов всего два.
Первый способ. Изготавливается рекламная продукция в виде буклетов, листовок и т.п., которая разносится по потенциальным покупателям — разбрасывается по почтовым ящикам, вешается на дверные ручки, закрепляется на стены на лестничных клетках и т.п. Частным случаем можно считать проникновение в офисы, но это сложнее. А также раздачу ваших листовок в местах передвижения потенциальных потребителей. Например, если вы знаете, что от метро люди идут в свой жилой массив все время одной тропой, то можно поставить там человека, который будет раздавать ваши рекламные материалы. Эффективность ниже, но тем не менее присутствует.
Стоимость печати 5 тыс. экземпляров буклетов приемлемого качества обойдется в 11-15 тыс. руб. и выше.
Чтобы рассчитать необходимое количество буклетов для жилого района, нужно знать численность населения в нем. Как правило, эти данные легко найти на муниципальных сайтах или в статистических сборниках. Для небольших городов задача еще больше упрощается — эти цифры как правило известны. Далее, известно, что средний размер семьи в России — приблизительно три человека. Предполагая, что они живут в отдельных квартирах, получаем, что, например при численности района (города) в 100 тыс. жителей, для него понадобится около 33 тысяч буклетов. Причем, нужно помнить, что разовой акции по разнесению буклетов недостаточно. Ее нужно регулярно повторять.
Второй способ. Реклама в интернете. Создается сайт, на котором можно получить всю информацию о предлагаемом продукте и там же сделать заказ. После чего с клиентом связывается оператор, получается подтверждение и в дальнейшем осуществляется доставка. Сайт имеет смысл делать в том случае если вы планируете осуществлять доставку на большой территории — желательно в пределах города. В этом случае сайт оправдан. Стоимость разработки сайта на доставку еды отличается в разы у разных исполнителей и зависит от их аппетитов и степени автоматизации сайта — например, установить мощную программу приема и обработки заказов. Такие сайты могут стоить 200-300 тыс. руб. Просто сайт с системой приема заказов можно изготовить значительно дешевле — от 30 тыс. рублей.
Эти способы проверены и доказали свою эффективность. Если вам захочется попробовать какие-то новые, или хорошо забытые способы продвижения, помните, что их не используют скорее всего не потому, что до них никто не додумался, а потому, что они не работают. Впрочем, это не означает, что не может быть исключений.
Вообще, рынок доставки еды в настоящее время один из самых конкурентных. И выходить на него нужно только будучи уверенным в том, что вы заранее обладаете всеми необходимыми ресурсами для создания подобного предприятия и достаточными средствами по поддержанию его в период раскрутки, а это может составить до полугода и больше.
Этот бизнес по сравнению с классическим общепитом хорош тем, что в нем гораздо более мягкие требования к помещению и месту размещения, что выражается существенной экономией на аренде и ремонте. Так, например, вам совсем необязательно выбирать проходные места — можно «залечь» в каком-нибудь глухом спальном районе и сэкономить на аренде раза в два, а то и больше. Вам не требуется торговый зал и, соответственно, его дорогостоящая отделка, что еще больше снижает затраты.
При этом нужно помнить, что если вы располагаетесь в каком-нибудь глухом месте, то могут возникнуть проблемы непосредственно с доставкой — нужно учитывать транспортную доступность своих клиентов для ваших курьеров. Иначе вы получите низкую выработку на одного курьера и затягивание сроков доставки.
Доставка осуществляется курьерами как на автомобилях, так и пешком. Причем, компании покрупнее предпочитают создавать свой собственный парк автотранспорта. В остальных случаях приглашаются на работу водители со своими автомобилями.