Категории персонала в ресторанном бизнесе и требования к ним.
Светлана Наумова, Наталья Лысенко.
Ресторанный бизнес предъявляет особые требования к деловым и личным качествам сотрудников. Это: прекрасное знание своего дела, желание угодить, услужить гостю, создать хорошее настроение, ощущение праздника. Это также умение уладить любой конфликт; стрессоустойчивость, внимание к людям. Как добиться, чтобы в вашем ресторане работал именно такой персонал?
В данной статье мы рассмотрим вопрос о категориях сотрудников в ресторане и требованиям к ним.
Категория первая: администрация ресторана. Это управляющий рестораном, бухгалтерия, кадровая, маркетинговая, рекламная службы, служба персонала, служба логистики и т.д. Т.е., это люди, которые обеспечивают финансово-административное управление рестораном.
Категория вторая: специалисты кухни. Шеф-повар, повара, кондитеры. Т.е., это люди, обеспечивающие ассортимент и качество блюд в ресторане.
Категория третья: обслуживающий персонал в зале – официанты и менеджеры зала. Т.е. это люди, обеспечивающие непосредственный контакт с посетителями ресторана.
Категория четвертая: это подсобные службы – уборка, доставка продуктов, мытье посуды и подсобные работы на кухне. Т.е. это люди, обеспечивающие необходимые условия для работы всех других категорий.
Каковы же требования к каждой категории при найме?
В результате анализа вторичных источников (Internet), были получены следующие данные касательно уровня заработной платы и предъявляемых требований к персоналу.
Выборочно мы взяли четыре позиции – управляющий, шеф-повар, официант, рабочий кухни.
Управляющий:
- Практический опыт (от 3-5 лет, а также опыт управления рестораном на определенное количество мест).
- Опыт открытия ресторанов «с нуля» (разработка концепции, бизнес-плана, закупка оборудования, организация процесса).
- Проведение финансовой политики предприятия.
- Калькуляция и учёт.
- Компьютерные навыки (офисные и специализированные программы).
- Подбор персонала и кадровое делопроизводство, мотивация персонала.
- Создание меню, знание направленности кухни.
- Контроль качества продукции.
- Раскрутка и продвижение ресторана.
- В/о специальное.
- Знание языка.
- Возраст до 40 лет.
- Представительность, стрессоустойчивость, готовность к ненормированному рабочему дню, организационные способности, креативность.
Шеф-повар:
- Практический опыт (от 3-5 лет)
- Опыт открытия ресторанов «с нуля», организация работы кухни.
- Контроль качества закупок и готовых блюд.
- Калькуляция и учёт.
- Разработка и обновление меню, технологических карт.
- Знание направленности кухни.
- Подбор и обучение персонала.
- Работа с поставщиками.
- Проведение инвентаризации.
- Оптимизация технических процессов.
- В/о специальное.
- Возраст до 40 лет.
- Ответственность, честность, исполнительность, коммуникабельность.
Заметно, что некоторые требования предъявляются как к управляющему, так и к шеф-повару – знание работы кухни и ее направленности, работа с персоналом, контроль качества, оптимизация процессов производства.
Официант:
- Опыт работы, знание основ сервиса (от года).
- Образование не ниже среднеспециального.
- Знание иностранного языка.
- Специальные навыки (опыт обслуживания банкетов, фуршетов).
- Гражданство РФ.
- Коммуникабельность, умение общаться с людьми, вежливость, легкообучаемость.
Рабочий кухни:
- Физическое здоровье
- Отсутствие вредных привычек
- Чистоплотность
- Исполнительность
- Честность
Эти требования являются основой для найма персонала.
Ниже приводится статистика зарплат ресторанного персонала. Данные на октябрь месяц. Получены путем мониторинга сайтов www.superjob.ru www.joblist.ru
Обращаем внимание, что настоящую статистику можно рассматривать только как ориентировочную.
Уровень З/п управляющего в Москве
Уровень З/п управляющего в регионах
Уровень З/п шеф-повара в Москве
Уровень З/п шеф-повара в регионах
Уровень З/п официантов в Москве
Уровень З/п официантов в регионах