Китайская кухня
Андрей Петраков
Источник: RestCon
История китайской кухни полнится мифами. Даже сами жители этой восточной страны с точностью не могут сказать, когда конкретно появилась их национальная кухня.
Национальная кухня Китая существует вот уже более трёх тысячелетий. Ещё в 770 году до нашей эры в Китае существовали небольшие рестораны и кафе. А через 1700 лет, то есть около полутора тысяч лет назад, была составлена подробнейшая первая книга кулинарии.
Люди, хоть раз путешествовавшие по Китаю, наверняка, не могли упустить из виду, что национальная кухня этой страны весьма неоднородна в разных регионах. Но так кажется только на первый взгляд. Есть общие правила, которые подробно изучают и чётко соблюдают все повара Китая.
Первое и главное правило, чтобы пища одновременно была не только невероятно вкусной, но и весьма полезной. Некоторые блюда даже обладают лечебными свойствами. Не секрет, что жители Китая славятся долгожительством – средняя продолжительность жизни в этой стране составляет 73 года. Для сравнения, в России этот показатель остановился на 68. Может быть, секрет хранится именно в кухне, ведь мы состоим только из того, что едим и что пьём. Китайские блюда помогают не только избавиться от головной боли, боли в горле или надоевшего кашля, но и существенно укрепить мужскую силу, поднять настроение.
Китайская кухня считается самой популярной в мире не только потому, что каждый пятый житель на земле – китаец, а самой разнообразной – не только потому, что китайцы едят, как говорится, всё, что движется. В каждом городе мира можно встретить хотя бы один китайский ресторан, меню же в каждом из этих ресторанов будет разнообразным и необыкновенным. К сожалению, в России ещё не до конца оценили всю прелесть китайской кухни. Дело в том, что россиян по какой-то необъяснимой причине сложилось впечатление, что восточная кухня остра и невкусна. Это совершенное заблуждение. Восточные кухни быстро адаптировались и к нашим продуктам, и к нашим вкусам, чётко сохраняя пласт своих традиций и правил приготовления пищи.
Кроме того, россиян пугают палочки, которыми нужно есть пищу в ресторане. Мол, не умею, не знаю, как держать, ничего ни за что не получится. Это также заблуждение. Во-первых, китайские блюда специально приготовлены так, чтобы их можно было с лёгкостью есть палочками. Во-вторых, любой официант с большим удовольствием научит вас «управлять палочками» за считанные минуты. В-третьих, вам никогда не откажут в ложке или вилке! А палочки вы можете забрать с собой и потренироваться дома в гордом одиночестве, не пугаясь любопытных глаз.
Ещё одна проблема наших ресторанов, специализирующихся на кухне Азии, — это широкая специализация. То есть там подаются и японские, и китайские, и корейские блюда. Всё это перемешено и не даёт возможности тонко ощутить прелести традиций каждой страны. В Китае чрезвычайно популярна лапша, которая делается из бобов, муки и риса. Она имеет невероятную длину, что символизирует долголетие. В других кухнях Востока такого блюда нет. Также как и в китайской кухне не встретить японские суши.
Многие наши граждане удивляются, почему в Европе китайские рестораны значительно дешевле, чем у нас – блюда там ничем не уступают, обслуживание – тоже. Виновником всему, как обычно, бюрократия. Для того, чтобы китаец мог открыть китайский ресторан, ему нужно оформить уйму порой неожиданных документов. Россиянину в этом деле проще, однако мало кто из наших соотечественников мечтает открыть китайский общепит. Ещё одна проблема в отсутствии в России китайской диаспоры как таковой. В обратном случае она могла бы организовать сеть подобных ресторанов, повысив популярность кухни и снизив цены.
На сегодняшний день китайские рестораны «славны» в Москве ценой за обед от 50 долларов. Появляются и фаст-фуды, но пока их мало.
Обязательным условием для открытия китайского ресторана в любой стране мира является наличие китайских поваров – совершенно точно убеждение, что правильно приготовить китайское национальное блюдо может только уроженец этой непонятной для нас во многом страны. Лучше, если все сотрудники ресторана будут китайской национальности, ведь замечено, что шеф-повара, владеющие секретами национальной кухни, не очень любят делиться своим опытом и умениями с поварами других стран.
Нужно сказать, что оформив документы, все остальные «проблемы» открытия ресторана, специализирующегося на китайской кухне, можно решить в считанные дни.
Атрибутика китайских общепитов продаётся повсюду — красные фонари, драконы, фарфоровая посуда с росписью, зелень… Однако стоит учесть один момент – практически каждый символ в китайской атрибутике что-то да значит. Именно поэтому ресторан должны оформлять только специалисты, чего можно избежать при оформлении традиционных ресторанов.
Чайная церемония – вот ещё одна тонкость китайской кухни. Тут нужно изучить всё до мелочей, поскольку для китайцев чайная церемония – особенный ритуал. Посуда, сорта чая, последовательность действий – всё должно быть просчитано.
Поставки специй, соусов и других китайских продуктов – вот, что должно быть отлажено на сто процентов, поскольку без соуса и специй нельзя приготовить ни одно китайское блюдо. У владельца ресторана должен быть один постоянный и надёжный партнёр-поставщик и несколько резервных, которые смогут сотрудничать в случае перебоев в поставках основного партнёра.
Америка и Европа уже несколько десятилетий демонстрируют популярность китайской кухни. Где бы ни открывались подобные заведения, они всегда находят своих посетителей. Немного грамотно выстроенной рекламы, качественное обслуживание и необыкновенная концепция – и ваш ресторан будет весьма популярным в Москве. Этот рынок ещё не покорён, не захвачен, но исследован, что позволит вам легко занять своё место в ресторанном бизнесе.
И помните, что в каждом ресторане должно быть фирменное блюдо. В случае с восточной кухней, придумать фирменное блюдо может только шеф-повар с Востока, то есть уроженец Китая, настолько хорошо изучивший национальные традиции, чтобы быть в состоянии по правилам приготовить уникальное блюдо китайской кухни, подходящее по вкусу россиянам. Дело владельца ресторана только заняться охраной этого блюда — то есть его рецепта или способа воплощения. Но об охране стоит говорить отдельно.
И напоследок хотелось бы поговорить немного о том, какой уровень ресторана лучше выбрать вам – то есть, какая ценовая категория должна быть у вашего ресторана.
Мы уже упоминали о том, что на российском рынке представлены только дорогие китайские рестораны, за исключением нескольких фаст-фудов. И тем не менее, наши бизнесмены считают ниже своего достоинства открывать рестораны с уровнем ниже элитного. В то же время российскому потребителю необходимы заведения второй наценочной категории. Конечно, никто не спорит с тем, что затраты на открытие велики – дорогостоящая техника, квалифицированный персонал, оформление, реклама, закупка продуктов. Но окупаемость у недорогого ресторана, поверьте, будет не хуже элитного. Конечно, если для вас открытие такого заведения — вопрос престижа, и окупаемость — не главное, то можно выбрать и элитный. Однако для тех, кто хочет заниматься именно ресторанным бизнесом, лучше подойдёт ресторан, предлагающий блюда по доступным ценам.
Дорогой ресторан можно открывать только близ обитания состоятельных граждан. Но, чаще всего, именно в таких местах рестораны уже открыты. Рестораны среднего класса можно открывать практически повсюду, они будут посещаемы, тем более, что сама китайская кухня будет являться изюминкой вашего ресторана.
Также не стоит забывать, что главное — это эксклюзив. Ваш ресторан должен запомниться клиенту не только китайской атрибутикой или фирменным блюдом. В концепции должно быть нечто такое, чего не было ещё нигде и никогда, чего нельзя забыть, к чему хочется вернуться!