Правило премиального бутерброда
Илья Данилкин
Источник: Бизнес-журнал, 14 августа 2007 года
По оценкам ACNielsen, сегмент производства готовой еды в прошлом году занял по темпам роста (19%) второе место на российском рынке продуктов питания. В Москве все более заметную роль в сегменте играют производители сэндвичей премиум-класса, которые развернули широкомасштабное наступление на рыночные позиции готовых салатов. Участники рынка полагают, что в ближайшем будущем их продукт имеет все шансы стать основным блюдом для обитателей столичных офисов.
Первый лорд Адмиралтейства Джон Монтегю, граф Сэндвичский (1712–1792) особенно памятен потомкам по двум причинам. Именно в его честь Джеймс Кук назвал открытые в 1798 году Сандвичевы острова. И именно ему приписывают изобретение блюда, называемого ныне сэндвичем. Граф был страстным карточным игроком и предпочитал перекусывать, не отрываясь от игры. А чтобы не пачкать рук, просил подавать говяжью отбивную между двумя кусками хлеба. Острова, впрочем, потом были переименованы в Гавайские, а вот «закрытый бутерброд» до сих пор популярен во всем мире под именем изобретателя. Плодотворную идею активно эксплуатируют магазины, бары, рестораны быстрого обслуживания.
Навстречу клеркам
США: сэндвичи плохо приживаются
Американский рынок — самый загадочный. Всем известна любовь жителей США к фаст-фуду, но холодные сэндвичи из свежего хлеба приживаются здесь на редкость вяло. Здешние компании окончательно разочаровались в перспективе приучить к английскому блюду взрослых американцев. Несколько лет назад даже сеть кофеен Starbucks была вынуждена признать, что готовые сэндвичи — не совсем то, что нужно в Америке для увеличения потока покупателей. Несмотря на активную рекламную поддержку линии сэндвичей и лояльность постоянной клиентуры кофеен, бутерброды продавались не слишком успешно. Но владелец компании Ховард Шульц до сих пор верит в будущее сэндвичей. Свидетельство тому — его миллионные инвестиции в сетевой проект Potbelly Sandwich (Чикаго), в котором основным продуктом стали свежие сэндвичи. Говорят, люди иногда стоят за ними в очередях. Тем не менее, сегодня сеть насчитывает всего десять заведений.
По материалам yarmarka.net
Что до московского рынка, то сейчас в сегменте готовой еды в самом разгаре настоящий передел. Еще пару лет назад обитатели московских офисов питались исключительно салатами. «Не так давно, если вы помните, даже в каждом небольшом магазине обязательно стоял прилавок с готовыми салатами, а начиналось все с моркови по-корейски, — напоминает генеральный директор компании «Астер-хип» Сергей Григорьев. — Сейчас мы пытаемся предложить потребителям более качественную, удобную, недорогую и эстетичную еду — сэндвичи. По нашим оценкам, в ближайшие несколько лет они способны занять 10–15% рынка питания, ориентированного на офисных работников».
Цель вполне достижима, если принять во внимание представленность продукта в рознице. На сегодняшний день сэндвичи премиум-класса (те, что упакованы в прозрачную треугольную пластиковую коробочку, а не обернуты целлофаном) продаются во многих магазинах, сэндвич-барах, на автозаправочных станциях, в кинотеатрах, боулинг-клубах и других заведениях. Причем производители неутомимо осваивают все новые и новые каналы сбыта. Оценить подлинные обороты этого сегмента достаточно сложно из-за большого числа игроков. Относительно крупных, с разветвленной системой дистрибуции по всему городу, всего несколько. Мелких компаний, застолбивших за собой определенную территорию или реализующих сэндвичи через собственную торговую сеть и отдельные заведения общепита, не счесть. Но и те и другие работают над тем, чтобы приучить москвичей к цивилизованному фаст-фуду.
— У нас почти такая же ситуация, как в США, — говорит Галина Пискарева, директор компании ЗАО «Балтийский хлеб». — По большому счету, там подобные сэндвичи появились всего несколько лет назад. Американцы больше привыкли приобретать горячий фастфуд в закусочных или на улице. Холодные, или «европейские» (как их называют там), сэндвичи только начинают завоевывать рынок. Производители и продавцы продвигают их в качестве альтернативы гамбургерам и картофелю-фри. И темпы роста там схожи с нашими: по данным консалтинговой фирмы Technomic, продажи холодных сэндвичей в США растут на 15% в год.
Рост «сэндвичевого» сегмента в Москве если и опережает рынок готовой пищи в целом, то не намного: эксперты говорят о приросте примерно в 20% в год. Тем не менее, это направление многие предприниматели рассматривают как довольно привлекательное. Посудите сами. Вход на рынок не слишком сложен, сам рынок пока еще не насыщен. Культура офисного питания, питания на улице и вообще уличного фаст-фуда в мегаполисе только формируется, а значит, пока есть возможность занять свою нишу. Скажем, компания «Астер-хип» начала продавать свою продукцию через небольшие магазины в центре Москвы и надеется через несколько лет заметно потеснить полюбившуюся жителям столицы шаурму.
Отъесть рынок у шаурмы!
Италия: здесь сети не живут…
Сетям быстрого питания всегда было сложно работать в Италии. У потребителя здесь множество возможностей перекусить, а из блюд подлинным королем «быстрой» еды считается «панини» — национальный вариант сэндвича, который подается в 75% заведений. Тем не менее, и здесь существует успешная сетевая «сэндвичевая» концепция — Panini Giusto. Компания была основана в 1979 году и предлагает премиальные сэндвичи. Panini Giusto сделала лицом марки качество и количество наполнителей, специальный хлеб, обжариваемый отдельно, и комфортную атмосферу похожих на бистро кафе.
Лучшая в Италии компания среди производителей сэндвичей — Tartufo. Ее «визитная карточка» — пармская ветчина, сыр, помидоры, аругула и трюфельное масло. Средняя цена сэндвича — 6 евро. Другие цены варьируются от 3,7 евро за простейшие панини до 12 — за сложные. Панини составляют до 60% оборота, а средняя сумма, которую оставляет посетитель, — 10 евро.
По материалам yarmarka.net
Начать производство готовых сэндвичей не так сложно, как кажется. «На самом деле на первоначальном этапе главная трудность заключалась в получении всевозможных разрешений, — вспоминает Сергей Григорьев. — Для того чтобы открыть цех по производству готовых продуктов, нужно собрать около пятнадцати различных разрешений и согласований. У нас на это ушло семь месяцев. На то же, чтобы наладить работу и сбыт, понадобилось в два раза меньше времени. Если говорить про рецептуру, то все было довольно просто. Не стану лукавить и утверждать, что мы выдумали что-то оригинальное. Первые рецепты бутербродов я собрал при помощи Интернета примерно за час. Шеф-повар, придумывающий сэндвичи, появился у нас только через полтора года работы». Оборудование, необходимое для производства бутербродов, как уверяет Григорьев, несложное. Основу составляют холодильные камеры для хранения продуктов и готовых изделий, а также необходимое оборудование для упаковки бутербродов. Все остальное делается фактически вручную. Мощность цеха, который обслуживает десять человек, — от одной до полутора тысяч сэндвичей в сутки. Это тот объем, который реально можно сбыть.
Многие компании не рассматривают изготовление сэндвичей в качестве основного вида бизнеса. Они заняты в пищевом производстве или общепите, а сэндвичи для них — просто интересное и привлекательное направление. «Базой для нашего бизнеса стал хлебозавод, — рассказывает Галина Пискарева («Балтийский хлеб»). — Уже были технологии и около семидесяти наименований различной продукции — от традиционного хлеба до тортов. Мы не заказывали специальных исследований, у нас не было маркетингового плана — просто в прошлом году запустили линию по производству готовых бутербродов в удобной и красивой упаковке. И без того было очевидно, что нужно выходить на новые рынки, развиваться, конкурировать».
Действительно, российские компании пока еще мало что придумали сами. Многие рецепты заимствованы на Западе. Скажем, в Европе в любом супермаркете можно увидеть на прилавке до сорока различных видов сэндвичей от разных производителей. Остается только выбрать понравившийся и «построить» свой собственный — как минимум не хуже. Однако пока удел этого рынка — лишь скромно попытаться откусить от шаурмы и сомнительных бутербродов, разогретых в микроволновке.
— Фаст-фуд в Москве — это жалкое зрелище, — категорично заявляет маркетолог компании Alcon Александр Носиков. — Когда в нашу компанию обращаются зарубежные фирмы с просьбой провести исследования рынка питания «на ногах» в столице, нам приходится делать неутешительные заключения. Проблема в первую очередь в конечной цене продукции. Приличный сэндвич не может стоить дешевле 80–150 рублей. И конкурировать с чебуреками и беляшами, продающимися по цене 10 рублей, очень сложно. На мой взгляд, главная задача состоит не столько в том, чтобы выйти на рынок с качественным продуктом, сколько в том, чтобы изменить культуру питания.
Скажем, те же ставшие уже привычными салаты появились в тот момент, когда в столичных магазинах найти готовый к употреблению продукт (без разогрева) было довольно сложно. Западная культура фаст-фуда приходит в столицу в то время, когда у москвичей уже появился выбор. «Можно взять салат, заказать пиццу, съесть на улице что-то готовое и горячее, — говорит директор ООО «Бутербродная компания» Алексей Белканов. — Мы, например, не считаем, что можно кардинальным образом переломить такое положение вещей. Несмотря на то что сэндвичи и бутерброды в нашей компании занимают около 30–40% продаж в общем объеме, на мой взгляд, это предел. Дальше можно развиваться только за счет умножения точек, где мы можем реализовывать свою продукцию». По словам Алексея, структура потребительского спроса на такую продукцию довольно четкая. В Москве 70% покупателей — это служащие, работающие в центре города или едущие домой на автомобиле и приобретающие сэндвичи на автозаправочных станциях, 15–20% — студенты, а еще 5-10% — случайные люди. Поэтому вся стратегия компании построена именно так, чтобы сделать свою продукцию наиболее привлекательной и доступной для обитателей офисов и счастливых владельцев автомобиля. По этой причине около года назад компания обзавелась собственной службой доставки обедов в офисы, которая кроме сэндвичей привозит клиентам супы и салаты, а также горячие блюда.
Сбыть или не сбыть?
Франция: традиционно, по-английски
Как ни странно, французы не стремятся внести в концепцию английских сэндвичей какие-либо национальные нюансы. Зато здесь их производство и продажа в рознице (в пекарнях, десерт-хаусах, на сервис-станциях, в крупных и бакалейных лавках) — достаточно большая индустрия. В этом сегменте работает более двадцати крупных операторов. Потребление сэндвичей в 2006 году французские исследовательские компании определили в 600 миллионов штук, а оборот рынка — в 1,5 миллиарда евро. Менее чем за 10 лет количество продаваемых сэндвичей увеличилось на 50%. По данным Gira-Sic Conseil, к 2008 году объемы продаж вырастут до 795 миллионов штук.
По материалам yarmarka.net
Как вспоминает Алексей Белканов, когда пять лет назад компания начала показывать свою продукцию в магазинах, владельцы торговых точек лишь воротили нос, утверждая, что это никто не будет покупать. Специфика продукта накладывает определенный отпечаток на технологию продажи готовой продукции. Век бутерброда не так долог, как хотелось бы, — максимум трое–четверо суток. А значит, магазины действительно должны быть уверены в том, что товар пользуется спросом.
— Первыми в нашей сети распространения стали кинотеатры, залы игровых автоматов и автозаправочные станции, — вспоминает Белканов. — В общем, все те места, где людям нужна вкусная пища, которую можно съесть без церемоний и довольно быстро.
По-настоящему магазины повернулись лицом к производителям сэндвичей, только когда заметно стали расти продажи во всей товарной категории «готовая еда».
Другие компании, которые выходили на этот рынок не с нуля, довольно легко смогли предложить новый вид продукции своим постоянным покупателям. Особенно если учесть, что сэндвич в правильной упаковке не нуждается в особых условиях хранения. Несмотря на то что некоторые производители предлагают торговым точкам устанавливать собственные витрины, участники рынка оценивают это скорее как излишество, нежели как необходимость.
Конкуренцию производителям сэндвичей, которые не имеют собственных точек сбыта, составляют кафе, изготавливающие бутерброды самостоятельно. Однако участники рынка уверяют, что особых проблем они не создают. «Все-таки мы делаем еду, которую можно взять с собой», — говорит Галина Пискарева. В то время как кафе и закусочные предполагают, что клиент проведет какое-то время в заведении, — а это не слишком вписывается в концепцию «быстрой» еды.
Кроме того, все больше различных сервисных предприятий нуждается в качественной готовой продукции. Скажем, сюда можно отнести автосервисы и автомойки, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие места, где люди вынуждены проводить некоторое время в ожидании. Если качественная еда будет предлагаться клиентам и здесь, то, скорее всего, спрос не заставит себя долго ждать. «Сейчас мы рассматриваем возможность устанавливать специальные автоматы по продаже сэндвичей, которые будут принимать наличные. Такие устройства можно ставить где угодно, кроме разве что стоматологии», — смеется Сергей Григорьев.
У производителей сэндвичей, впрочем, есть и сложности, суть которых вытекает из особенностей самого продукта. Как и с любыми быстропортящимися продуктами, возникает риск того, что товар не будет реализован в срок. А значит, производитель понесет убытки. Доля нереализованного товара иногда, как признаются производители, доходит до 15–20%. Это приходится компенсировать увеличением цены. Средняя цена продукта в рознице составляет около 100 рублей, а себестоимость — всего 40.
К тому же главное здесь — внешний вид. Ведь на самом деле очень мало потребителей обращают внимание на то, что написано на упаковке, — обычно через пару минут после покупки она оказывается в мусорной корзине. А значит, основное внимание нужно уделять тому, как готовый продукт выглядит в прозрачной упаковке.
Еще раз отметим, что в целом этот рынок довольно привлекателен. И, несмотря на некоторые сложности, присутствующие в любом деле, производители довольно оптимистично оценивают собственное положение и искренне надеются за несколько лет изменить вкусы москвичей.
Великобритания: суповый сэндвич
Туманный Альбион считается родиной сэндвичей. Первый коммерческий сэндвич-бар появился здесь в середине 1850-х, то есть на полтора столетия раньше, чем в нашей стране.
Сегодня эта концепция — крупнейший сегмент фаст-фуда Великобритании. Треть британцев по традиции едят сэндвичи не менее раза в день. Быстрый рост рынка, увеличение цен на бутерброды в три раза с 1990 года привели к расширению ассортимента и повышению качества ингредиентов, что отвечает растущим ожиданиям искушенных потребителей.
Согласно данным исследования TNS Sandwichtrak, проведенного по заказу Британской сэндвич-ассоциации, самые популярные у англичан мясные компоненты на сегодня — цыпленок (21%) и ветчина (13%). Тем не менее, рецепты сэндвичей продолжают совершенствоваться. Marks & Spencer, самый крупный в Великобритании розничный продавец, в своих кафе при универмагах предлагает сэндвичи с индийской, китайской и мексиканской начинкой. Нетрадиционные сэндвичи предлагаются с итальянским и ближневосточным хлебом, тарталетками, бейглами и американскими роллами.
Продавцы сэндвичей, сначала делавшие упор на завтраки и ланчи, сегодня пытаются связать их продажи с кофе, свежевыжатыми соками и супами. Одна из компаний даже пытается продавать «супный сэндвич», в котором изготовленный по специальной технологии хлеб играет роль «контейнера».
По материалам yarmarka.net