Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

Большой медосмотр

Илья Данилкин

Источник: Бизнес-журнал, июнь 2007 г.

Летний сезон для Роспотребнадзора — время не отпусков, а усиленного несения службы. К традиционным приоритетным объектам интереса «медиков» в этом году добавился еще один — корпоративные столовые. Результативность проверок Роспотребнадзора наводит на проверяемых трепет: в мае 82% проверок закончилось либо определением о возбуждении административного дела по защите прав потребителей, либо постановлением о наложении штрафа.

В зону особо пристального внимания пункты корпоративного питания сотрудников по-настоящему попали впервые. Началось все еще в конце апреля, когда Роспотребнадзор закрыл за несоответствие санитарным нормам две столовые, находящиеся в здании Федеральной антимонопольной службы. Пресс-служба «антимонопольщиков» в ответ на это разослала в СМИ сообщение с заголовком «ФАС атакуют люди в белых халатах!», в котором сетовала на то, что Роспотребнадзор инициирует бесконечные необоснованные проверки ведомства. Этот инцидент еще мало походил на общий тренд, поскольку все можно было списать на месть «медиков», которые таким образом асимметрично ответили на возбуждение «антимонопольщиками» дела по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в отношении одной из структур Роспотребнадзора.

Массированные проверки корпоративных столовых в Москве с этого только начались. Те долго работали почти безнадзорно под защитой пропускного режима офисных центров и предприятий, попадая в поле зрения «медиков» только в ходе общих проверок «административных, производственных и бытовых помещений, прилегающей территории и условий труда работающих» (стандартная формулировка предписания). «В этом году среди приоритетных направлений в контрольной работе службы мы выделили несколько направлений. В частности, это сетевые магазины, пункты общественного питания на предприятиях города, магазины и кафе в зонах отдыха. Кроме того, будут проводиться проверки на продовольственных рынках», — подтвердила заместитель руководителя отдела контрольных мероприятий московского управления Роспотребнадзора Ольга Керьянова. Начавшееся широкомасштабное наступление СЭС на корпоративное питание «Бизнес-журналу» подтвердили многие московские предприниматели. За спинами охранников и вахтеров, которые могут не пустить на объект проверяющих, не отсидишься. Против той же ФАС, например, «медики» инициировали административное производство по делу «о недопущении должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, к исполнению своих служебных обязанностей по проведению контрольного мероприятия».

Другие приоритетные направления Роспотребнадзор также не оставляет без внимания. Ведомство делит все компании по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия на три группы. В первую вошли самые надежные — таких в столице около 20% от общего числа. Сюда относятся предприятия, которые только-только получили «добро» от СЭС на работу, а потому еще не успели развести у себя «антисанитарию»; а также юрлица, на которые за время работы не поступало жалоб от потребителей. Вторая группа (70%) складывается из магазинов и пунктов общественного питания, получивших разрешение «санитаров» несколько лет назад, а также те, чья репутация подмочена жалобами потребителей. И, наконец, последняя группа (примерно 10%) — хронические нарушители, к которым у «медиков» обычно самые большие претензии. В основной своей массе это пункты питания на рынках и на открытом воздухе, где, как признаются ревизоры в белых халатах, нарушения можно найти почти всегда. Как правило, компании из третьей группы уже имеют по несколько предписаний, так что чиновникам даже не нужно искать повод для проверки — они заглядывают сюда запросто, чтобы проконтролировать процесс устранения нарушений.

Когда предприниматели говорят о том, что «медикам» под силу (было бы желание!) закрыть за нарушение санитарных правил чуть ли не любую фирму, они недалеки от истины. Правила эти описаны в столь многочисленных и часто противоречащих друг другу ведомственных документах Роспотребнадзора, что о существовании некоторых из них не знают даже специализирующиеся в этой теме юристы. Впрочем, на словах чиновники склонны демонстрировать человеколюбие: мол, стараемся без необходимости не закрывать предприятия, чтобы не лишать их заработка. «Да, иногда нам проще, согласно санитарным нормам, запретить, например, реализацию определенного товара, но тогда у предпринимателей могут возникнуть большие убытки. Поэтому мы используем это право только в тех ситуациях, когда закупленный или произведенный товар вообще нельзя продавать. В остальных случаях применяется штраф», — поясняет Ольга Керьянова из московского управления Роспотребнадзора. В свою очередь, предприниматели жалуются на то, что налагаемые штрафы часто бывают неадекватными. «У нас недавно прошла санитарная проверка, — рассказывает предприниматель Илья Тренин. — Проверяли санитарные книжки продавцов, которые я лично официально оформлял через поликлинику. Выяснилось, что, помимо книжки, должна быть еще и справка о прививке из КВД. Прививка вместе с оформлением справки стоила 280 рублей, а штраф нам выписали на 20 тысяч».

Проверки часто начинаются с осуществления контрольной закупки товара ревизором под видом обычного покупателя, во время которой проверяющие пытаются выявить недобросовестность продавцов. Если продавец «оступится», тут же оформляют протокол. Метод этот очень эффективно работает и при проверке компаний, предоставляющих услуги населению. В то же время далеко не многие знают, что контрольная закупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям, проводить которые вправе лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. «Полный перечень уполномоченных содержится в статье 13-й закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (144-ФЗ, от 12.08.1995). Роспотребнадзор в этих списках не значится. Плюс ко всему, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела», — пояснил «Бизнес-журналу» юрист Виталий Механтьев. К тому же ревизоры, чтобы доказать вину продавца, могут использовать показания свидетелей и потерпевших. Чтобы формально обойти запрет на использование метода контрольной закупки, ревизоры часто привлекают «внештатных» сотрудников или других добровольных помощников.

Есть и иные приемы. Если возникает необходимость проверить качество товара, его соответствие стандартам или установить срок годности продукта, инспекторы проводят отбор проб. Результат такой процедуры оформляется специальными протоколами. Стоит также отметить, что если подозрения подтверждаются, оплачивать стоимость экспертизы должен предприниматель — правда, только по решению суда.

Штрафы для компаний достаточно чувствительны. За нарушение норм реализации и хранения товаров с компании взимается штраф до 300 МРОТ. За нарушение правил оказания услуг — до 200 МРОТ. До пяти тысяч рублей санитары могут взыскать с руководителя компании или ответственного должностного лица. Самые высокие санкции установлены для пунктов общественного питания — до 500 МРОТ. К тому же санитары могут снять товары с реализации и приостановить деятельность фирмы на срок до 90 дней.

Проверки в цифрах

Московское управление Роспотребнадзора провело за май 472 проверки предприятий сферы потребительского рынка. 328 проверок от общего числа были внеплановыми. По итогам проверок вынесено 72 определения о возбуждении административных дел по защите прав потребителей, а также 389 постановлений о наложении штрафов. Общая сумма наложенных штрафов насчитывала 1,224 млн рублей. Таким образом, средний размер штрафа в мае составил 3 146 рублей.

 


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Выставка Сочи-экспо. Ресторанный Олимп.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты