Береговая оборона
Татьяна Рютина
Источник: Ведомости 05.12.2003, №224 (1024)
Мэрия запретила устанавливать дебаркадеры напротив “Москва-Сити”
Столичные власти запретили размещать дебаркадеры у берегов Москвы-реки в районе будущего “Сити”. Градоначальники давно высказывают недовольство цепочкой дебаркадеров с ресторанами и казино вдоль Фрунзенской набережной и теперь пытаются не допустить появления водных развлекательных заведений у будущего торгово-делового центра.
Распоряжение московского правительства (N 2171-рп) “О запрете размещения стационарных плавсредств в зоне Краснопресненской набережной и набережной Т. Шевченко” исполняющий обязанности мэра столицы Валерий Шанцев подписал на прошлой неделе. Кроме прямого запрета на размещение новых “плавсредств” постановление настоятельно не рекомендует Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы продлевать уже существующие договоры пользования ими.
Московские власти уже не первый год делают громкие заявления о необходимости “упорядочить” размещение дебаркадеров у берегов Москвы-реки. Вдоль береговой линии Москвы-реки в черте столицы, по данным, приведенным на одном из заседаний Общественного совета при мэре Москвы, расположено 254 различных объекта, среди которых казино, магазины и рестораны. Однако, как сообщил “Ведомостям” замгендиректора ГУП “Берега Москвы” Дмитрий Соловьев, из них предметом озабоченности города является менее 20 дебаркадеров, расположенных в центральной части столицы, в частности на Фрунзенской набережной. Остальные дебаркадеры расположены на окраинах и “выполняют другие функции: на них размещены спасательные станции, спортивные базы, технические сооружения и пр.”, говорит Соловьев.
Впрочем, владельцы уже действующих дебаркадеров спокойно относятся к активности столичных чиновников. Дело в том, что разрешения на создание подобных объектов утверждаются городскими и районными властями один раз и отозвать их довольно сложно. “У нас правильно оформлены все документы, и закрыть нас можно лишь одним способом — чтобы [федеральное] Министерство природных ресурсов отказалось продлить лицензию”, — на условиях анонимности рассказал “Ведомостям” хозяин одного из дебаркадеров. Лицензии Минприроды необходимо продлевать ежегодно. За последний год новых объектов на воде в городе не появилось, так как, по словам владельца дебаркадера, федеральные чиновники не желают ссориться с московскими властями и получить лицензию сейчас сложно.
В зоне, затрагиваемой распоряжением столичного правительства, дебаркадеров сейчас нет, а из действующих водных объектов сейчас там стоит только корабль-казино “Александр Блок”. Все собеседники “Ведомостей” придерживаются мнения, что городские власти, придающие строительству “Москва-Сити” огромное значение, выпуская постановление, постарались обезопаситься “на будущее”. “Коммерсанты не раз пытались использовать этот лакомый кусочек акватории Москвы-реки для установки дебаркадеров”, — утверждает Соловьев из “Берегов Москвы”. По словам информированного чиновника столичного правительства, пожелавшего остаться неназванным, запрет вызван опасением властей, что рядом с “Москва-Сити” установят казино и рестораны “низкого класса”, превратив Краснопресненскую во “вторую Фрунзенскую набережную”. “Московский Манхэттен не может позволить себе такого соседства, а добиться того, чтобы уже установленные дебаркадеры убрали, гораздо сложнее”, — объяснил чиновник.
Исполнительный директор консалтингового ресторанного проекта Restcon Андрей Петраков считает, что акватория Москвы-реки привлекательна для рестораторов, которые хотели бы обустроить на дебаркадерах рестораны в расчете на будущих посетителей и сотрудников делового комплекса. “Создав на воде нечто концептуальное, опытный ресторатор вполне может составить конкуренцию внутреннему общепиту “Сити”, — говорит Петраков. “Найти вменяемое помещение под ресторан на Пресне сейчас невозможно”, — говорит гендиректор ресторанного бюро “Макс-Про” Максим Привезенцев. По мнению президента Ассоциации деятелей игорного бизнеса Игоря Балло, размещение на воде игорных заведений не так привлекательно, как ресторанов. “Сейчас в Москве масса заведений высокого уровня, оборудовать аналогичные на дебаркадерах вряд ли удастся”, — объясняет Балло.
А гендиректор компании “Магазин магазинов” Анна Ширяева полагает, что предприниматели, стремящиеся установить в столице новые дебаркадеры, переоценивают коммерческую привлекательность подобной недвижимости. По ее мнению, основным минусом таких объектов является “ненадежность юридических прав”. “По сути, это временные сооружения, и ценность их как качественного объекта недвижимости невелика”, — говорит Ширяева. Однако и Ширяева считает, что дебаркадеры могут быть интересны лишь игорным заведениям и ресторанам.
ПОВЕРХНОСТНАЯ ЭКОНОМИЯ: Пока что установка дебаркадера остается одним из самых дешевых способов получить пригодную для коммерческого использования недвижимость в центре столицы. По данным участников рынка, затраты на установку одного дебаркадера полезной площадью около 1000 кв. м могут составить около $250 000. Между тем, по словам директора по маркетингу департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, стоимость квадратного метра помещения, которое можно использовать под ресторан в центре Москвы и в районе Красной Пресни, варьируется от $1500 до $3000, т. е. сопоставимая с дебаркадером площадь обойдется в $1,5 — 3 млн.