Рестораны на продажу.
Антон Сарайкин
Источник: Ведомости 31.10.2003, №200 (1000)
В Новосибирске началась смена владельцев общепита
Обострение конкуренции в сфере общепита ударило в первую очередь по владельцам небольших заведений. Почти одновременно выставлены на продажу бар “Кин-дза-дза” и ресторан “Одиссей”. Риэлторы говорят, что в последнее время появлялась информация о продаже еще нескольких известных ресторанов, некоторые из них уже поменяли своих владельцев.
Гриль-бар “Кин-Дза-Дза”, расположенный у метро “Студенческая”, выставлен на продажу за $500 000. По словам совладельца заведения Юрия Шаравина, сейчас ведутся переговоры с потенциальными покупателями гриль-бара, имена которых он называть не стал. Напоминающий внешне летательный аппарат “пепелац” из одноименного кинофильма, ресторан “Кин-Дза-Дза” был построен в августе 2001 г. и является одним из немногих заведений в городе, находящихся в обособленном здании, его площадь — около 320 кв. м. Шаравин говорит, что продажа “Кин-Дза-Дза” вызвана потерей интереса владельцев к ресторанному бизнесу. “Заведение стабильно приносит прибыль, но дело в том, что я далек от ресторанного бизнеса. Сейчас мы проводим реструктуризацию активов, у собственников другие приоритеты”, — объяснил Шаравин. По его словам, здание ресторана является “временным строением”, а после нового года ему присвоят статус капитального и его цена, “безусловно, повысится”.
Чуть дешевле оценили собственники ресторан “Одиссей”. За расположенное на Красном проспекте заведение площадью 400 кв. м хотят получить $320 000. Об этом на условиях анонимности “Ведомостям” сообщили риэлторы из двух агентств недвижимости.
По их данным, в этом году на продажу также предлагались рестораны “Венеция” на ул. Дуси Ковальчук за $2 млн, “Бочка” на ул. Романова за $550 000 и “Кантри-бар” ( “Пирамида”) на Красном проспекте за $350 000. Впрочем, в самих ресторанах эту информацию не подтверждают. Генеральный директор “Венеции” Валентин Клят говорит, что не слышал о готовящейся продаже ресторана. “Мы арендуем это здание, договор заключен до конца года. Я не слышал о том, что владельцы здания готовятся продать его”, — сказал он. С владельцами здания ресторана на ул. Дуси Ковальчук связаться вчера не удалось. А в “Кантри-клубе” заверили, что заведение уже не продается. “Мы месяц назад выкупили здание, и никто его продавать не собирается”, — сообщили в ресторане. В “Бочке” также опровергли информацию о возможной продаже заведения.
“Ресторанный бизнес очень сложный не только в России, но и во всем мире. Часто заведения не приносят большой прибыли, а то и вовсе являются убыточным”, — говорит Эрик Шогрен, владелец сети фаст-фудов New York Pizza, “Кузина” и пр. Он сравнивает этот бизнес с адом: “Туда легко попасть, но выбраться оттуда сложно”. Впрочем, оговаривается предприниматель, это утверждение не относится к его заведениям. “Мы всегда готовы купить любые кафе и рестораны, в любом помещении и любой концепции”, — говорит Шогрен. Одним из последних его приобретений в этом году стали “Городское кафе” в Первомайском сквере и “Новбургер-кафе” на Красном проспекте. Теперь там расположены соответственно New York Pizza и “Кузина”.
По мнению Андрея Петракова, исполнительного директора московской консалтинговой компании Restcon, когда рестораны только появлялись, спрос на них был велик и часто владельцы мало задумывались о качестве заведений, а теперь они не выдерживают конкуренции с крупными игроками. “Сегодня интерьеры и меню многих заведений безнадежно устарели, — говорит Петраков. — Одни не рассчитали потребностей клиентов, а другие — своих возможностей”.
НЕРЕНТАБЕЛЬНОЕ МОРОЖЕНОЕ: В этом году новосибирский рынок общепита покинули кафе-мороженое “Баскин-Роббинс”. Кафе появились в Новосибирске в 1997 г. , до последнего времени существовали два постоянно действующих заведения. По словам сотрудника компании “Септима” (владельца франшизы “Баскин Роббинс” в Новосибирске) , попросившего не называть его имени в печати, после кризиса в 1998 г. почти два года кафе работали без прибыли. А когда подошел срок выплаты франшизы за пять лет, учредители решили ее не выплачивать, а расторгнуть договор с московским офисом “Баскин Роббинс”. “Увеличилась стоимость франшизы с $30 000 до $42 000, к тому же московское представительство решило изменить дизайн кафе с условием, что будут использованы только предложенные "Баскин Роббинс" материалы, цена которых в три раза выше, чем обычно используемые в оформлении общепита. Выросла и стоимость аренды помещения”, — объясняет предприниматель. По его словам, оборот лучшего кафе достигал максимум 10 000 руб. в день. “Москвичи пытались пойти на компромисс, но, на наш взгляд, это был не очень рентабельный бизнес, поэтому мы решили от него отказаться”, — сказал он.