«Ростик'c» убежал от «Макдоналдса» за Урал
Евгения Гаврилюк
Источник: РБК Daily
«Ростик Групп» начала активную экспансию в Сибирский регион. Однако для успешной работы отсутствия там главного конкурента – «Макдоналдса» – оказалось мало. Компании пришлось изменить свою тактику и отойти от использования франчайзинговых схем
В первой половине 2003 года по количеству ресторанов корпорация «Ростик Групп» вышла на первое место на московском рынке – ее доля увеличилась с 0,5 до 2,5%. Теперь компания планирует начать развивать региональную сеть в Сибири, рассчитывая, скорее всего, на то, что там пока еще нет предприятий главного конкурента – «Макдоналдса». Однако, чтобы не «ударить в грязь лицом», «Ростик Групп» была вынуждена отказаться от традиционной франчайзинговой схемы (когда продается право на использование бренда), которую она использовала в Москве. Дело в том, что в регионах «Ростику» будет сложно контролировать качество услуг компаний, работающих по франшизе. Однако если компании удастся на первом этапе сформировать у потребителей «сильный» бренд, то «Ростик» может вернуться к идее франчайзинга.
На сегодняшний день «Ростик Групп» является лидирующим оператором ресторанного бизнеса в Москве. В первой половине 2003 года доля корпорации на этом рынке, по данным компании Interactive Research Group, увеличилась с 0,5 до 2,5%, тогда как аналогичный показатель для недавнего лидера – «Макдоналдса» – составил 2% (51 ресторан). Группа ресторанов Аркадия Новикова занимает сейчас 1,8% (45 ресторанов), а Sbarro – 1% (26 ресторанов). У «Ростик Групп» в Москве действует 66 ресторанов, из них 15 открыто за первые 6 месяцев 2003 года. Что касается ресторанных сетей, то «Ростик Групп» занимает здесь 12%, при доле «Макдоналдса» в 10,4% и ресторанов Аркадия Новикова – 9%. Достижение таких показателей в самой компании объясняют активным развитием в столице лицензионных программ: из 31 предприятия «Ростик'c» 21 является лицензионным.
В перспективе «Ростик Групп» собирается и дальше развиваться на московском рынке – в основном путем открытия новых ресторанов в спальных районах. Однако основную деятельность корпорация планирует развернуть в региональном направлении. «Экспансия «Ростик Групп» в регионы России связана, в первую очередь, с тем, что корпорация уже немного освоилась и адаптироваласьна этом рынке, уже «знает» территорию и планирует увеличить там свое присутствие», – сказала RBC daily представитель «Ростик Групп» Юлия Аракчеева. Уже определены приоритетные регионы – это Казань – Самара и Омск – Новосибирск. Только в крупнейших городах Сибирского региона до 2006 года планируется создать порядка 30 ресторанов. Открытие первого из них (ресторана «Сибирская корона» в Новосибирске) запланировано уже на август этого года, завершается строительство одноименных заведений в Барнауле и Красноярске. Осенью должны заработать первые 4 ресторана в Нижнем Новгороде и 2 в Самаре.
Однако развитие ресторанной сети в регионах – достаточно сложная задача: емкость этого рынка не так высока, а у «Ростик Групп» есть серьезный конкурент – «Макдоналдс», который уже имеет рестораны в 27 городах России. «Мы стараемся идти в регионы – в настоящее время у нас там работает уже более 50 ресторанов, и в среднем мы открываем около 20 новых предприятий в год», – отметила RBC daily представитель ЗАО «Москва-Макдоналдс» Нина Прасолова. В «Ростик Групп» признаются, что пока не готовы в открытую конкурировать с «Макдоналдс» на узких региональных рынках. «У нас разработана своя региональная программа, и в те регионы, в которые пошли «Макдоналдс» или Sbarro, мы не идем», – подчеркивают в «Ростик Групп». Однако существенным преимуществом «Ростик Групп» может стать то, что они в гораздо меньшей степени «завязаны» на поставщика полуфабрикатов, чем их основной конкурент. ««Макдоналдс» сейчас действует только в тех регионах, которые может обслужить с фабрики «Кухня», которая находится в районе Солнцево, а «Ростик'c» может закупать продукты на месте или завозить замороженные», – сказали RBC daily в Национальной торговой ассоциации. Именно поэтому в качестве основного направления развития «Ростик Групп» выбрала регионы Сибири – там ресторанов «Макдоналдс» пока еще нет, так как «солнцевская кухня» не достает до сибирских городов.
Впрочем, несмотря на то что «Ростик Групп» «расходится» с «Макдоналдсом» в большинстве регионов, ей пришлось поменять стратегию продвижения на рынок. Дело в том, что до настоящего времени создавать новые предприятия «Ростик Групп» пыталась по схеме франчайзинга. Приобретая франшизу (право на использование бренда), предприниматель соглашается придерживаться установленных правил и ограничений. Однако на деле это выполняется далеко не всегда, что приводит к ухудшению качества обслуживания и падению престижа торговой марки. Скорее всего, именно это и заставило «Ростик Групп» отказаться от активной продажи классических франшиз в регионах, где контролировать качество услуг франчайзера более сложно, чем в Москве. Теперь, хотя это будет, согласно официальным заявлениям компании, так называемый «стопроцентный франчайзинг», те условия, которые «Ростик Групп» предлагает региональным компаниям, скорее можно назвать партнерскими.
«Согласно схеме, предлагаемой «Ростик Групп», партнер в регионе предоставляет 100% инвестиций, в то время как корпорация (доля которой в уставном капитале нового предприятия составляет 51%) предлагает свои технологии, торговую марку, фирменный стиль, идеи», – пояснила RBC daily гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. По ее словам, это уже не франчайзинг, а просто своеобразный метод организации совместного бизнеса с региональными компаниями. Однако именно по такой системе «Ростик Групп» в ближайшее время планирует открыть около 20 предприятий быстрого обслуживания. Так, в Сибирском регионе планируется разработка совместного проекта «Росинтер-Новосибирск» (входит в «Ростик Групп») и пивоваренной компании SUN Interbrew по строительству сети ресторанов «Сибирская корона». В Самаре «Ростик групп» договорилась о совместном развитии ресторанного бизнеса на паритетных началах с группой компаний «СОК» – в ближайшие два года партнеры планируют открыть в Поволжье не менее 10 ресторанов.
Впрочем, вполне возможно, что на данном этапе «Ростик Групп» рассчитывает только закрепиться в регионах, раскрутить свои бренды, повысить степень известности марки и уровень доверия к ней. А когда позиции марки компании окрепнут, «Ростик Групп» сможет вновь вернуться к идее продвижения традиционной франшизы. «Сейчас корпорация создает в некоторых регионах России партнерские предприятия, планируя потом уже на базе этих предприятий создать франчайзинговые структуры, когда своеобразный «очаг» управления и контроля уже будет существовать на месте», – отмечает Елена Перепелица.