Starbucks придет в Россию спортивным шагом
Сергей Рябов
Источник: РБК Daily
Партнером сети кофеен станет компания «Интерспорт Россия»
Как стало известно RBC daily, крупнейшая мировая сеть кофеен Starbucks определилась с выбором партнера, который будет развивать марку в России. По информации осведомленного источника, менеджеры сети решили создавать СП с российской компанией «Интерспорт Россия» (бывшая «Дельта-Спорт»). Определяющим фактором в переговорах, по имеющейся информации, стало то, что вице-президент Starbucks Джо Кентербери ранее являлся топ-менеджером компании Nike, с которой у «Интерспорта» были партнерские отношения до лета прошлого года. Как будет выглядеть сотрудничество, пока неясно. Однако «Интерспорту», скорее всего, придется искать себе партнеров из числа производителей кофе. Первые кофейни Starbucks должны будут появиться весной 2006 года. Участники рынка и аналитики считают выбор кофейного гиганта странным и предполагают, что «Интерспорт» может просто не «потянуть» агрессивных темпов развития сети.
Американская компания Starbucks основана в 1971 г. В настоящее время она управляет сетью из 8569 кофеен по всему миру (более половины собственных, остальные работают по франшизе). В 2004 г. оборот компании составил 5,3 млрд долл., чистая прибыль - 391,8 млн долл. Слухи о желании сети выйти на российский рынок ходят уже несколько лет. За это время были проведены переговоры с различными российскими сетями кофеен и ритейлерами. В качестве возможных партнеров сети упоминались ресторатор Аркадий Новиков, совладелец холдинга «Арпиком» Михаил Зельман, корпорация «Ростикс». При этом компании пришлось отсуживать свой бренд у ООО «Старбакс», юрист которого Сергей Зуйков просил у Starbucks 600 тыс. долл. за право использования бренда в России. На днях стало известно о том, что суд встал на сторону международной компании.
К этому моменту в числе претендентов остались две компании: «Интерспорт Россия» (бывшая «Дельта-Спорт»), которая до лета прошлого года являлась официальным дилером компании Nike, и Moneks Trading, входящая в турецкую Alshaya Group, которая уже имеет опыт работы со Starbucks. Вариант с покупкой одной из кофейных сетей, по словам участников рынка, не устроил американскую компанию по нескольким основным причинам. Во-первых, россияне запрашивали слишком большие суммы за свой бизнес, во-вторых, большинство помещений находится в аренде, часто на непонятных условиях. «Дело не только в недостатке помещений, но и в том, что зачастую непонятно, кто является их владельцем. Сейчас, например, распространены 11-месячные договора аренды», - пояснила RBC daily PR-директор компании «Кофемания» Екатерина Архипова. Ритейлеры, по слухам, предлагали достаточно выгодные варианты, однако здесь не удалось сойтись в распределении ответственности сторон и вложений.
Как сообщил RBC daily осведомленный источник, сеть все-таки сделала свой выбор. «Официально пока ничего не объявлено, но решение уже якобы принято в пользу российской компании «Интерспорт Россия». Причина такого выбора, по имеющейся информации, состоит в том, что нынешний вице-президент Starbucks Джо Кентербери ранее был топ-менеджером компании Nike, которая имела отношения с «Интерспортом». Выбор, таким образом, происходил скорее «по знакомству», а не по выгодности условий», - рассказывает собеседник RBC daily. Он отметил, что открытие первых кофеен под маркой Starbucks ожидается весной 2006 г. «Пока непонятно, в каком формате это будет происходить, однако уже совершенно ясно, что «Интерспорту» придется искать партнера из числа производителей кофе», - добавил он.
Участники рынка удивлены решением Starbucks и комментируют ситуацию достаточно скупо. «Выбор просто непонятен. Они долгое время раздумывали, а потом просто выбрали «Интерспорт». Притом что у них было достаточно много вариантов», - сказал RBC daily на условиях анонимности представитель компании, которая также претендовала на роль партнера Starbucks. «Я бы не стал этого делать, однако американцам, наверное, виднее», - философски заметил гендиректор компании «Кофе Блюз» Игорь Храмов. По мнению Екатерины Архиповой из «Кофемании», Starbucks, вероятно, исходил из репутации будущего партнера. «В России две главные проблемы: помещения и персонал. «Интерспорт» - компания, которая зарекомендовала себя в работе с большим западным брендом, таким как Nike. Кроме того, она ориентируется на рынки недвижимости. Вероятно, они чем-то убедили их. Может быть, действительно, помогли личные связи», - предположила г-жа Архипова.
Аналитики расходятся в оценках перспективности будущего партнерства. «У «Интерспорта» достаточно большой опыт дистрибуции и работы с риэлторами, кроме того, они располагают своими помещениями. С учетом того, что руководство компанией осуществляется с элементами западного менеджмента и потому понятно для Starbucks, в этом есть определенная логика, - считает исполнительный директор Организации производителей кофе Алексей Поповичев. - Что касается кофейного бизнеса, в частности, организации продаж, подготовки персонала, то у американцев все эти методики отработаны. В принципе, им нужен оператор, который обеспечит им контакты с местными властями, позволит получить площади под кофейни в необходимых местах и решить все организационные проблемы». По мнению гендиректора компании «Магазин магазинов» Анны Ширяевой, «Интерспорт» может «не потянуть» такое партнерство. «Starbucks развивается агрессивно, но, боюсь, они недооценивают уровень конкуренции, с которым столкнутся в России. Сети, которые у нас сейчас существуют, очень активно растут. «Интерспорт» - хороший дилер, но я сомневаюсь в его способности стать активно развивающимся ритейловым оператором. Я не уверена, что они «потянут» агрессивную манеру развития Starbucks и смогут обеспечить ее», - пояснила г-жа Ширяева RBC daily.
Исполнительный директор агентства RestCon Андрей Петраков считает, что Starbucks может не слишком удачно стартовать на российском рынке именно из-за формата. «Неизвестно, пойдут люди в американские кофейни или нет. Формат довольно простой - кофе на вынос. Но у нас это пока не очень принято, наши кофейные игроки попробовали подобные вещи, но в результате переформатировались и перешли на другое поле, - отметил г-н Петраков. - Кроме того, им нужны центральные места в Москве, а такие уже заняты. Думаю, что за год им удастся открыть не более десятка кофеен». Анна Ширяева добавляет, что кофейням будет сложно еще и потому, что количество денег, которые россияне тратят на еду вне дома, очень невелико: «В Москве это около 5% дохода, тогда как в той же Европе - 25-30%».