Цыпленок на каждом углу
Ринат Сагдиев, Екатерина Кудашкина, Андрей Мусатов
Источник: Ведомости 28.08.2003, №154 (954)
Владелец одной из крупнейших в мире сетей ресторанов быстрого питания — компания Yum! Brands, Inc. намерена резко увеличить свое присутствие на российском рынке. Как стало известно “Ведомостям”, во вторник ее представитель провел в Москве переговоры с компаниями, претендующими на получение франшизы на марки KFC и Pizza Hut.
Yum! Brands (прежнее название TRICON Global Restaurants) — одна из крупнейших в мире франчайзинговых компаний на рынке фаст-фуда, уступающая основному конкуренту — McDonald’s только по объему продаж. Общее число ресторанов Yum! Brands составляет 34 000, из них 20% принадлежит компании, а остальные работают по франшизе. Крупнейшие брэнды компании — KFC, Pizza Hut, а также Taco Bell, A&W All-American Food Restaurants и Long John Silver’s. Общий объем продаж всех ресторанов под марками YUM! Brands в 2002 г. составил $22 млрд. В России действуют 10 ресторанов KFC и Pizza Hut. McDonald’s владеет в России 104 ресторанами, компания “Ростикс групп” — 39. Рынок фаст-фуда Москвы оценивается в $350 млн в год.
Как стало известно “Ведомостям”, во вторник в Москву на переговоры прилетел руководитель по развитию бизнеса в Европе компании Yum! Стив Варсано. По его словам, отбор московских компаний для предоставления франшизы начался полгода назад и сейчас уже определены четыре компании, которые получат по договору франчайзинга марки KFC и Pizza Hut. Еще с двумя компаниями переговоры будут продолжены, добавил Варсано, но назвать имена российских партнеров до заключения договоров отказался.
Это уже третья попытка сетей KFC и Pizza Hut расширить свое присутствие в России. В начале 90-х гг. создать в Москве cети ресторанов под этими марками попыталась компания PepsiCo, которой тогда принадлежали эти брэнды. Она создала совместное предприятие с принадлежащей московским властям компанией “Мосресторансервис”, но Yum! , купивший у PepsiCo эти брэнды, в 1998 г. отказался продлить ему франшизу.
В 2000 г. франшизу на рестораны KFC и Pizza Hut в Москве получила сингапурская компания Acma Technologies. Но два месяца назад принадлежавший ей ресторан KFC на Арбате был закрыт “как не отвечающий стандартам”, заявил “Ведомостям” Варсано. По его словам, поменялась концепция отбора партнеров: “Мы хотим работать с местными компаниями, которые в состоянии открыть по 20 ресторанов Pizza Hut и KFC”. К 2010 г. Yum! Brands планирует открыть в Москве не менее 120 ресторанов.
Генеральный менеджер “сингапурской” сети Pizza Hut в Москве Виталий Рудов рассказал, что конкуренцию Acma Technologies на московском рынке уже составляет компания AMR (American Restaurants) , которая открыла KFC и Pizza Hut в “Рамсторе” на Ленинградском шоссе. AMR — “дочка” питерской компании “Пицца Норд”, представляющая ее интересы в Москве, говорит директор по маркетингу питерской компании Ольга Завальская.
“Пицца Норд” — единственная компания, которая с 1994 г. представляет марки KFC и Pizza Hut в Санкт-Петербурге и, по словам Варсано, имеет все шансы и дальше оставаться единственным держателем франшизы в городе. Сейчас у “Пиццы Норд” в Питере четыре ресторана Pizza Hut и два KFC. В декабре 2002 г. гендиректор “Пиццы Норд” Владислав Иванов говорил, что в течение пяти лет откроет 20 ресторанов в Санкт-Петербурге и 30 — в Москве, что соответствует новым требованиям Yum! к держателям франшизы.
Они предполагают значительные инвестиции получателей франшизы. Открытие отдельно стоящего ресторана “Ростикс” обходится в $250 000 — 300 000, говорит заместитель гендиректора компании “Ростикс” Александр Морозов. Гендиректор “Пиццы Норд” Вячеслав Иванов в декабре оценивал стоимость ресторанов от $500 000 до $1 млн. Сама Yum! инвестировать в Россию не намерена, потому что наш рынок признан франчайзинговым, говорит Варсано.
Из-за дефицита свободных площадок невозможно за пять лет открыть в Москве заявленное Варсано количество ресторанов, говорит Андрей Петраков, руководитель проекта RestCon консалтингового агентства Asessor. А Морозов считает, что открывать по 25 заведений в год в Москве вполне возможно, и уверен, что найдется достаточно желающих заняться этим. В McDonald’s отказались комментировать последствия предстоящей экспансии своего главного конкурента на российский рынок.