Кофейни от “Макдоналдс”
Елена Виноградова
Источник: Ведомости: 19.12.2002, №230 (793)
Лидер московского рынка фаст-фуда объемом $480 млн — McDonaldХs начинает экспансию в гораздо более скромный сегмент — рынок кофеен с оборотом $10 млн. На следующей неделе в ресторане “Макдоналдс” на Старом Арбате откроется первое фирменное кафе. Рынок кофеен далек от насыщения, и McDonaldХs считает, что кафе могут увеличить оборот его ресторанов на 10%.
Советско-канадское предприятие “Москва-Макдоналдс” было основано в 1990 г. На тот момент 49% акций принадлежало “McDonaldХs-Canada”, 51% — московскому правительству. Сейчас канадцы контролируют 80% акций. В 27 городах России работает 90 ресторанов “Макдоналдс”, которые обслуживают более 230 000 человек в день. Последние данные об обороте “Москва-Макдоналдс” доступны только за 2000 г. Тогда он составил $100 млн, но с тех пор число ресторанов выросло в полтора раза.
Первое “МакКафе” откроется 26 декабря в помещении ресторана “Макдоналдс” на Старом Арбате. Как рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь “Москва-Макдоналдс” Светлана Полякова, в кафе посетителям предложат 10 видов натурального кофе и 20 видов десертов, а цены будут сопоставимы с другими московскими кофейнями.
Менеджер проекта Ольга Елисеева уверена, что этот формат понравится посетителям. “Это подтверждается тенденциями российского рынка и мировым опытом работы подобных кафе”, — говорит она. Первые McCafe появились в 1993 г. и сейчас работают более чем в 20 странах, в том числе в США, Ирландии, Аргентине. Директор Бюро ресторанной информации Василий Филиппов также связывает интерес “Макдоналдса” к новому рынку с мировым опытом: “Компания чувствует, что у нее могут быть проблемы в традиционном сегменте, что сейчас происходит во многих странах, где McDonaldХs несет убытки” (см. врезку).
По расчетам компании, открытие “МакКафе” на Старом Арбате увеличит посещаемость всего заведения на 10%, и, если первые месяцы работы кафе будут успешными, концепция будет распространена по России, говорит Елисеева. В “МакКафе” вложено более $200 000. Если затраты на кафе в остальных 89 ресторанах будут сопоставимыми, инвестиции в проект могут достичь $18 млн.
Аналитики достаточно оптимистично оценивают новый проект “Макдоналдса”. С одной стороны, рынок кофеен далек от насыщения. По мнению руководителя кофеен “Мока-Лока” компании “Росинтер” Петра Голунова, говорить о конкуренции кофеен в Москве пока сложно — в столице сейчас чуть больше 100 кофеен, а, например, в Лондоне — 3500. Голунов считает, что “МакКафе” могут оказаться успешными. Директор департамента ресторанного консалтинга проекта Restcon Андрей Петраков отмечает, что “Макдоналдс” пока не делал ошибок в развитии своего бизнеса в России. Клиентура “Макдоналдса” пересекается с клиентурой кофеен по возрасту, роду занятий и даже по средней сумме, оставляемой в кафе, — около 150 руб.
В то же время Петраков допускает, что имидж не слишком вкусного кофе в главном “Макдоналдсе” распространится и на “МакКафе”. По данным Restcon, работа московских кофеен не всегда успешна: лишь 20 — 30% из них дают хорошую прибыль ($8000 — 15 000 в месяц), около 50% получают $1000 — 2000 в месяц или работают на грани рентабельности, а остальные вообще убыточны.
ПЕРВЫЕ УБЫТКИ MCDONALDХS: Впервые за 37 лет после выхода на открытый рынок McDonaldХs несет квартальные убытки. Компания начала реструктуризацию, закрыв ряд закусочных, сократив персонал и уйдя с некоторых рынков. Эти изменения обошлись в $390 млн и обернулись в IV квартале убытком 5 — 7 центов на акцию. Котировки акций McDonaldХs опустились до восьмилетнего минимума, а по сравнению с пиковым значением, достигнутым в мае ($30,72), упали на 48%. Агрессивное снижение цен пока не помогает сети: продажи в октябре и ноябре продолжали падать (на 1,3% за два месяца в США).