Районная кофейня
Анна Людковская
Источник: Ведомости 09.09.2002, №161 (724)
С тех пор как в середине 90-х на Кузнецком Мосту начала работать первая в российской столице кофейня “Кофе Бин”, для многих москвичей и гостей города стало привычным делом назначать в подобных заведениях встречи или завтракать по утрам кофе и свежей выпечкой. То и дело новые кофейни открываются на улицах города. Однако пока на центральных. Хотя в спальных районах для этих предприятий общепита, наверное, не меньше возможностей. Сейчас в Москве работает около 100 кофеен. Для сравнения: в Нью-Йорке только в сети Starbucks — 327 заведений. По оценкам специалистов, даже в пределах Садового кольца рынок заполнен не более чем на 10%. Любая кофейня в центре обречена на успех. “В кофейню ходят скоротать полчаса между встречами, назначают свидания, заходят во время прогулки. Такие встречи, как правило, назначают в центре”, — объясняет Анна Ширяева, генеральный директор риэлторской компании “Магазин магазинов”, специализирующейся на торговых помещениях. Однако у “центральных” кофеен есть и минусы. Например, посещаемость сильно зависит от погоды. “Маловероятно, что, несмотря на снег или град, человек намеренно в воскресенье поедет в центр”, — рассуждает Виталий Прохоров, консультант компании RestCon. Но предприниматели пока не идут в спальные районы. “Кофейня где-нибудь в центре получает неограниченное количество посетителей, которых можно привлечь благодаря рекламе, а районная кофейня привязана к числу местных жителей”, — объясняет Константин Бамбуркин, владелец компании “Алло! Пицца”, занимающейся производством и доставкой пиццы в одном из районов Москвы. Но этот недостаток может, напротив, обеспечить успех кофейне, уверяют специалисты. В отличие от центра с его нестабильной публикой на окраине всегда можно рассчитывать на постоянных клиентов — жителей близлежащих домов. Они с удовольствием будут ходить сюда завтракать. По опыту предпринимателей утренняя выручка в кофейне может составлять 20 — 30% от дневных продаж. В будний день здесь будут сидеть нянечки и домохозяйки с детьми. А в выходные — те, кому не захочется ради кофе и чиз-кейка ехать в центр города. К тому же кофейня на окраине потребует меньшего стартового капитала. По словам Игоря Журавлева, гендиректора сети “Кофемания”, аренда помещения обойдется примерно на 30%, а покупка — в несколько раз дешевле: стоимость подходящих для кофеен площадей, которая в центре доходит до $10 000 за 1 кв. м, на окраине составляет в среднем всего $2000 — 3000. Кроме того, здесь нет дефицита площадей, так осложняющего жизнь многим компаниям, работающим в центре. Другие расходы практически не зависят от месторасположения. Мебель и оборудование обойдутся минимум в $10 000, кондитерский цех — в $12 000 — 15 000. Перспективность “районного” рынка подтверждает опыт сетевых компаний общепита, которые уже решились выйти за пределы Садового кольца. Например, в ресторан “Якитория” в Новых Черемушках постоянно стоит очередь. “Многие помещения [в спальных районах] заняты залами с игровыми автоматами, — рассуждает Виталий Прохоров. — Раз люди играют, неужели они не будут ходить пить кофе?” Правда, если заведение открывается не в крупном торговом центре, придется позаботиться о том, чтобы местные жители узнали о его существовании, а значит, неизбежны расходы на рекламу. Специалисты отмечают, что в спальных районах кофейни следует открывать в местах большого скопления людей: по соседству с кинотеатрами и торговыми центрами. Но выбирать место нужно осторожно. Желательно проанализировать уровень доходов местных жителей. Для этого можно, например, подсчитать количество дорогих и дешевых автомобилей рядом с местом предполагаемой кофейни. Но все рассчитать удается не всегда даже крупным компаниям. Например, “Кофе Хауз” в “Рамсторе” на Каширском шоссе балансирует на грани рентабельности. Владелец этой сети Тимур Хайрутдинов затрудняется объяснить причину. Возможно, просто местные жители еще не привыкли к этой форме общепита. В кофейном бизнесе некоторые вещи вообще не поддаются точному анализу. К примеру, Игорю Журавлеву время от времени предлагают помещения рядом с метро “Спортивная”. Однако он всегда от них отказывается. “Кофейня подразумевает определенную ауру, — объясняет он. — А ее сложно создать в таком районе”.