Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

Интернет на обед

Елена ЛУНЕВА, Игорь СМОЛЬНИКОВ, Новосибирск

Источник: "Рестранные ведомости", №101, 2006 г.

В борьбе за потребителя сибирские рестораторы используют все более разнообразные приемы, в том числе и далекие от собственно кулинарной сферы. К числу относительно новых приманок принадлежит доступ в интернет. Форма предоставления этой услуги имеет вариации. В одних заведениях окном в сеть служат стационарные компьютеры. Другие, предоставляя беспроводной доступ, рекламируют его по принципу “просто добавь ноутбук”. Позиционирование сетевых прогулок в сервис­листе тоже различно. Кто­то предлагает гостям возможность воспользоваться интернетом как одну из платных услуг, кто­то рассматривает ее как бонус, “фишку” заведения. Но в любом случае большинство рестораторов называют “интернет на тарелочке” сервисом скорее гуманитарным, нежели реально подкрепляющим оборот.


Для пользы имиджа

— Wi­Fi, появившийся уже в первой нашей точке, мы позиционировали как имиджевый сервис, не связывая с ним особых коммерческих планов, — говорит Евгений Дагаев, управляющий новосибирской сети кофеен “Шокоlatte”. — Думаю, беспроводной доступ в интернет становится важной составляющей позитивного образа заведения, свидетельством его современности.
Наличие предприятий питания с Wi­Fi может стать вопросом имиджа для целого города, особенно провинциального и небольшого. Например, Томск сильно выиграл в глазах деловых людей, оттого что данная услуга появилась в местной сети кофеен Prado и пивном ресторане Trash and Glam (оба проекта принадлежат одному оператору).
— Москвичи и новосибирцы, приезжающие по делам в Томск не в первый раз, к нам идут целенаправленно, “на Wi­Fi”, — отмечает Виктория Ли, заместитель директора сети кофеен Prado.
Спрос на имиджевую услугу весьма высок.
— Вечером гостей с ноутбуками много, — делится наблюдениями Евгений Дагаев. — И даже днем, во время затишья, в зале обязательно есть хотя бы один пользователь Wi­Fi.
В Томске динамика несколько иная.
— Основная масса интернет­пользователей посещает наши заведения днем, — говорит Виктория Ли. — Вечером преобладают люди, приходящие именно ради кофе, еды, десертов, то есть, собственно, с гастрономическими целями.
Виктория Ли подразделяет пользователей “ресторанного” интернета на три группы:
— Первая — это те, кто посвящает сети лишь небольшую часть обеда или ужина. Вскоре они закрывают ноутбуки и продолжают трапезу и живое общение — гастрономическая и рекреационная составляющие визита для них все­таки на первом месте. Вторая группа — гости, которые приходят именно ради интернета, их заказы по меню обычно невелики. Есть и третья категория: сначала человек заглядывает к нам, чтобы воспользоваться Wi­Fi, а вскоре приходит вновь — уже ради кофе и кухни, чтобы посидеть в приятной обстановке. Чем больше таких возвращений, тем эффективнее роль интернета.


Обратная сторона медали

Для рестораторов, уже внедривших эту услугу, очень важным и деликатным вопросом становятся возраст и социальный статус “сетевых” гостей. Появление интернета может не только повысить лояльность, но и вызвать такую трансформацию аудитории, которая для инициатора идеи и неожиданна, и опасна.
— Изначально в основе нашей концепции лежал симбиоз столовой и интернет­кафе, — говорит Сергей Рокин, директор новосибирского заведения “Столовая.Ru”. — Но эффект, увы, получился не таким, на который мы рассчитывали в 2004­м. Если бы “Столовая.Ru” располагалась в центре, доступ в интернет стал бы дополнительной (и действенной!) приманкой для яппи — менеджеров, студентов­старшекурсников. Но, к сожалению, это не так, и публика подтянулась совсем другая — дети из окрестных домов. Причем приходят они не за информацией и не за едой, а играть, но главное — шумят, откровенно мешая взрослым. Поэтому данный сервис мы свернули. Но не навсегда. Мы решили перевести его в другой формат — Wi­Fi. Беспроводной интернет в силу своей технической специфики предполагает более четкое социальное сегментирование; его пользователь заведомо более платежеспособен и адекватен.
Впрочем, даже отсутствие стационарных компьютеров не гарантирует защиту от балластной аудитории. Возникает еще одна угроза — “похитители трафика” — бойкие молодые люди, таящиеся в окрестностях заведения с “ловчими” ноутбуками.
— Когда интернет­сервис только внедрялся в Prado, сетевые воришки были реальной проблемой, — вспоминает Виктория Ли. — И мы подстраховались. Просто, но достаточно надежно: когда в зале нет гостей, желающих пользоваться Wi­Fi, мы отключаем прибор, обеспечивающий беспроводное покрытие зала. Появились пользователи — включаем. Плюс к тому мы слегка уменьшили сигнал. Внутри помещения покрытие хорошее, нормальная скорость, а снаружи трафик украсть невозможно. Разве что у самого порога с ноутбуком примоститься. Но такого персонажа легко вычислить и отказать ему от дома.
— Балластных пользователей и перебора трафика у нас нет, — продолжает тему Евгений Дагаев. — Эту проблему предотвращает платный статус услуги. Когда доступ в интернет предоставляется по карточкам, объем полученной из сети информации легко контролировать. То обстоятельство, что этот сервис имиджевый, отнюдь не означает, что он должен быть невыгодным заведению.
— Плюс бесплатного доступа известен: он более привлекателен для гостя, — считает Павел Гайтан, арт­директор новосибирского ресторана “Тинькофф”. — Впрочем, и главный минус очевиден, я бы сказал, зеркально очевиден — риск недобросовестного пользования. Конечно, можно и эту проблему решать, отслеживая “передоз” и несанкционированный доступ, но система контроля обойдется заведению еще дороже, чем само внедрение Wi­Fi. Весь позитив поглотят технические расходы. Поэтому проще предоставлять доступ в интернет по картам. Четыре месяца назад мы тоже перешли на “карточный” Wi­Fi. Но динамика спроса на этот сервис не стала отрицательной, интернет по­прежнему хорошо востребован. Свою аудиторию мы сохранили. Думаю, когда­нибудь вернемся к свободному доступу. Ведь “халявщики”, которых, кстати, в большинстве заведений с Wi­Fi уже знают в лицо (в общей массе гостей их не так уж много), либо пресытятся, либо их перестанут пускать на порог. В общем, ажиотаж схлынет, и бесплатный Wi­Fi вернется. Думаю, произойдет это не в столь уж далеком будущем.
По наблюдениям самих рестораторов, к сетевой “халяве” в наибольшей степени склонны гости, которым от 18 до 23 лет. Большинство экспертов эту наклонность воспринимают философски — просто как возрастную особенность. Интересно, что доля юных искателей “развлекухи” в разных заведениях с Wi­Fi различна: где­то их столько же, сколько и взрослых, заходящих в интернет по делу, где­то — буквально единицы. Например, в Prado таковых почти не бывает. В Trash and Glam младшая возрастная группа олицетворяется “золотой молодежью”.
— Тинейджеры и студенты свою потребность в интернете удовлетворяют в соответствующих клубах, у нас для них слишком “пафосно”, — объясняет Виктория Ли. — Однако и взрослому человеку в интернет­клуб идти вряд ли захочется, скучно ему там будет. Согласитесь, трудно представить себе деловые переговоры в специфической атмосфере интернет­кафе, среди вопящих детей, играющих в “стрелялки­бродилки”. В общем, студенты, желающие початиться, у нас за Wi­Fi не сидят. Статус пользователя в Prado заведомо выше, чем в других публичных заведениях, связанных с интернетом.
Однако некоторые эксперты вообще скептически оценивают беспроводной “ресторанный” интернет.
— Нередко Wi­Fi становится не дополнительной услугой, не бонусом, а откровенной помехой, — считает Наталья Ильина, исполнительный директор ресторанного направления в ГК “Септима”. — Прежде всего с экономической точки зрения. Ведь Wi­Fi — это занятые посадочные места. А значит, человеку, пришедшему поесть, может просто не достаться стола — за ним “юзер” сидит. А главное в кафе или ресторане — все­таки еда.


Интернет за стойкой

Именно для того, чтобы “юзеры” не оккупировали места, предназначенные для едоков, “Септима” выбрала для своих ресторанных проектов “традиционный” интернет — со стационарными компьютерами на стойках. В “Кофемолках”, располагающихся в торговых центрах, появятся компьютерные места, причем общедоступные. “Пропуск” — покупка напитка или блюда из ассортимента кофейни.
— Думаю, для “Кофемолки” это разумно, она ориентирована на молодежную аудиторию, так что сервис будет востребованным, — уверен Павел Гайтан. — И, кстати, более безопасным (проще отсекать “халявщиков”), а значит, более выгодным для рестораторов. Во­первых, насколько я знаю, стойки эти без стульев, не рассчитаны на долгое сидение. Во­вторых, можно проследить за тем, что посетитель скачивает и в каких объемах. С ноутбуком человек может отвернуться, принять более “секретную” позу, к тому же у него специфичный, бликующий экран, и что там на нем, со стороны практически не видно. Стационарный компьютер удобнее для ненавязчивого контроля, системный администратор всегда может присмотреть за пользователями и предотвратить эксцессы.
По словам Натальи Ильиной, компьютеризации подвергнется отнюдь не вся сеть “Кофемолка”:
— Приоритет отдан кофейням, расположенным в торговых центрах — “Москве” и “Мегасе”. Интернет­стойка, в принципе, атрибут заведения дневного формата, каковыми и являются наши кофейни в ТЦ. В “вечерних” и “утренних” точках такой сервис не нужен.
Большинство новосибирских рестораторов восприняли новую идею “Септимы” с интересом. Однако есть и скептики.
— Лично я не испытываю по этому поводу особого энтузиазма, — говорит Антон Терещенко, руководитель маркетинговых проектов компании “Трэвеллерс Кофе”. — Стационарные компьютерные стойки на Западе устанавливаются в основном в публичных местах утилитарного свойства: на вокзалах, в аэропортах, в торговых центрах — там, где интернет нужен людям для решения каких­то срочных вопросов “на ходу”. Для мест досуга они не очень подходят. В кофейню человек приходит в первую очередь для того, чтобы кофе попить, пообщаться, расслабиться. Курсировать между столиком и стойкой ему не совсем удобно. Мне кажется, что это нарушит атмосферу уюта, которая для кофейни имеет принципиальное значение. Пусть каждый отдельно взятый гость будет пользоваться интернет­стойкой недолго, но когда к ней выстроятся несколько человек, остальных гостей это начнет “напрягать”. Во всяком случае, меня как кофемана перспектива пить любимый напиток рядом с очередью настораживает.


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Выставка Сочи-экспо. Ресторанный Олимп.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты