Интернет на обед
Елена ЛУНЕВА, Игорь СМОЛЬНИКОВ, Новосибирск
Источник: "Рестранные ведомости", №101, 2006 г.
В борьбе за потребителя сибирские рестораторы используют все более разнообразные приемы, в том числе и далекие от собственно кулинарной сферы. К числу относительно новых приманок принадлежит доступ в интернет. Форма предоставления этой услуги имеет вариации. В одних заведениях окном в сеть служат стационарные компьютеры. Другие, предоставляя беспроводной доступ, рекламируют его по принципу “просто добавь ноутбук”. Позиционирование сетевых прогулок в сервислисте тоже различно. Ктото предлагает гостям возможность воспользоваться интернетом как одну из платных услуг, ктото рассматривает ее как бонус, “фишку” заведения. Но в любом случае большинство рестораторов называют “интернет на тарелочке” сервисом скорее гуманитарным, нежели реально подкрепляющим оборот.
Для пользы имиджа
— WiFi, появившийся уже в первой нашей точке, мы позиционировали как имиджевый сервис, не связывая с ним особых коммерческих планов, — говорит Евгений Дагаев, управляющий новосибирской сети кофеен “Шокоlatte”. — Думаю, беспроводной доступ в интернет становится важной составляющей позитивного образа заведения, свидетельством его современности.
Наличие предприятий питания с WiFi может стать вопросом имиджа для целого города, особенно провинциального и небольшого. Например, Томск сильно выиграл в глазах деловых людей, оттого что данная услуга появилась в местной сети кофеен Prado и пивном ресторане Trash and Glam (оба проекта принадлежат одному оператору).
— Москвичи и новосибирцы, приезжающие по делам в Томск не в первый раз, к нам идут целенаправленно, “на WiFi”, — отмечает Виктория Ли, заместитель директора сети кофеен Prado.
Спрос на имиджевую услугу весьма высок.
— Вечером гостей с ноутбуками много, — делится наблюдениями Евгений Дагаев. — И даже днем, во время затишья, в зале обязательно есть хотя бы один пользователь WiFi.
В Томске динамика несколько иная.
— Основная масса интернетпользователей посещает наши заведения днем, — говорит Виктория Ли. — Вечером преобладают люди, приходящие именно ради кофе, еды, десертов, то есть, собственно, с гастрономическими целями.
Виктория Ли подразделяет пользователей “ресторанного” интернета на три группы:
— Первая — это те, кто посвящает сети лишь небольшую часть обеда или ужина. Вскоре они закрывают ноутбуки и продолжают трапезу и живое общение — гастрономическая и рекреационная составляющие визита для них всетаки на первом месте. Вторая группа — гости, которые приходят именно ради интернета, их заказы по меню обычно невелики. Есть и третья категория: сначала человек заглядывает к нам, чтобы воспользоваться WiFi, а вскоре приходит вновь — уже ради кофе и кухни, чтобы посидеть в приятной обстановке. Чем больше таких возвращений, тем эффективнее роль интернета.
Обратная сторона медали
Для рестораторов, уже внедривших эту услугу, очень важным и деликатным вопросом становятся возраст и социальный статус “сетевых” гостей. Появление интернета может не только повысить лояльность, но и вызвать такую трансформацию аудитории, которая для инициатора идеи и неожиданна, и опасна.
— Изначально в основе нашей концепции лежал симбиоз столовой и интернеткафе, — говорит Сергей Рокин, директор новосибирского заведения “Столовая.Ru”. — Но эффект, увы, получился не таким, на который мы рассчитывали в 2004м. Если бы “Столовая.Ru” располагалась в центре, доступ в интернет стал бы дополнительной (и действенной!) приманкой для яппи — менеджеров, студентовстаршекурсников. Но, к сожалению, это не так, и публика подтянулась совсем другая — дети из окрестных домов. Причем приходят они не за информацией и не за едой, а играть, но главное — шумят, откровенно мешая взрослым. Поэтому данный сервис мы свернули. Но не навсегда. Мы решили перевести его в другой формат — WiFi. Беспроводной интернет в силу своей технической специфики предполагает более четкое социальное сегментирование; его пользователь заведомо более платежеспособен и адекватен.
Впрочем, даже отсутствие стационарных компьютеров не гарантирует защиту от балластной аудитории. Возникает еще одна угроза — “похитители трафика” — бойкие молодые люди, таящиеся в окрестностях заведения с “ловчими” ноутбуками.
— Когда интернетсервис только внедрялся в Prado, сетевые воришки были реальной проблемой, — вспоминает Виктория Ли. — И мы подстраховались. Просто, но достаточно надежно: когда в зале нет гостей, желающих пользоваться WiFi, мы отключаем прибор, обеспечивающий беспроводное покрытие зала. Появились пользователи — включаем. Плюс к тому мы слегка уменьшили сигнал. Внутри помещения покрытие хорошее, нормальная скорость, а снаружи трафик украсть невозможно. Разве что у самого порога с ноутбуком примоститься. Но такого персонажа легко вычислить и отказать ему от дома.
— Балластных пользователей и перебора трафика у нас нет, — продолжает тему Евгений Дагаев. — Эту проблему предотвращает платный статус услуги. Когда доступ в интернет предоставляется по карточкам, объем полученной из сети информации легко контролировать. То обстоятельство, что этот сервис имиджевый, отнюдь не означает, что он должен быть невыгодным заведению.
— Плюс бесплатного доступа известен: он более привлекателен для гостя, — считает Павел Гайтан, артдиректор новосибирского ресторана “Тинькофф”. — Впрочем, и главный минус очевиден, я бы сказал, зеркально очевиден — риск недобросовестного пользования. Конечно, можно и эту проблему решать, отслеживая “передоз” и несанкционированный доступ, но система контроля обойдется заведению еще дороже, чем само внедрение WiFi. Весь позитив поглотят технические расходы. Поэтому проще предоставлять доступ в интернет по картам. Четыре месяца назад мы тоже перешли на “карточный” WiFi. Но динамика спроса на этот сервис не стала отрицательной, интернет попрежнему хорошо востребован. Свою аудиторию мы сохранили. Думаю, когданибудь вернемся к свободному доступу. Ведь “халявщики”, которых, кстати, в большинстве заведений с WiFi уже знают в лицо (в общей массе гостей их не так уж много), либо пресытятся, либо их перестанут пускать на порог. В общем, ажиотаж схлынет, и бесплатный WiFi вернется. Думаю, произойдет это не в столь уж далеком будущем.
По наблюдениям самих рестораторов, к сетевой “халяве” в наибольшей степени склонны гости, которым от 18 до 23 лет. Большинство экспертов эту наклонность воспринимают философски — просто как возрастную особенность. Интересно, что доля юных искателей “развлекухи” в разных заведениях с WiFi различна: гдето их столько же, сколько и взрослых, заходящих в интернет по делу, гдето — буквально единицы. Например, в Prado таковых почти не бывает. В Trash and Glam младшая возрастная группа олицетворяется “золотой молодежью”.
— Тинейджеры и студенты свою потребность в интернете удовлетворяют в соответствующих клубах, у нас для них слишком “пафосно”, — объясняет Виктория Ли. — Однако и взрослому человеку в интернетклуб идти вряд ли захочется, скучно ему там будет. Согласитесь, трудно представить себе деловые переговоры в специфической атмосфере интернеткафе, среди вопящих детей, играющих в “стрелялкибродилки”. В общем, студенты, желающие початиться, у нас за WiFi не сидят. Статус пользователя в Prado заведомо выше, чем в других публичных заведениях, связанных с интернетом.
Однако некоторые эксперты вообще скептически оценивают беспроводной “ресторанный” интернет.
— Нередко WiFi становится не дополнительной услугой, не бонусом, а откровенной помехой, — считает Наталья Ильина, исполнительный директор ресторанного направления в ГК “Септима”. — Прежде всего с экономической точки зрения. Ведь WiFi — это занятые посадочные места. А значит, человеку, пришедшему поесть, может просто не достаться стола — за ним “юзер” сидит. А главное в кафе или ресторане — всетаки еда.
Интернет за стойкой
Именно для того, чтобы “юзеры” не оккупировали места, предназначенные для едоков, “Септима” выбрала для своих ресторанных проектов “традиционный” интернет — со стационарными компьютерами на стойках. В “Кофемолках”, располагающихся в торговых центрах, появятся компьютерные места, причем общедоступные. “Пропуск” — покупка напитка или блюда из ассортимента кофейни.
— Думаю, для “Кофемолки” это разумно, она ориентирована на молодежную аудиторию, так что сервис будет востребованным, — уверен Павел Гайтан. — И, кстати, более безопасным (проще отсекать “халявщиков”), а значит, более выгодным для рестораторов. Вопервых, насколько я знаю, стойки эти без стульев, не рассчитаны на долгое сидение. Вовторых, можно проследить за тем, что посетитель скачивает и в каких объемах. С ноутбуком человек может отвернуться, принять более “секретную” позу, к тому же у него специфичный, бликующий экран, и что там на нем, со стороны практически не видно. Стационарный компьютер удобнее для ненавязчивого контроля, системный администратор всегда может присмотреть за пользователями и предотвратить эксцессы.
По словам Натальи Ильиной, компьютеризации подвергнется отнюдь не вся сеть “Кофемолка”:
— Приоритет отдан кофейням, расположенным в торговых центрах — “Москве” и “Мегасе”. Интернетстойка, в принципе, атрибут заведения дневного формата, каковыми и являются наши кофейни в ТЦ. В “вечерних” и “утренних” точках такой сервис не нужен.
Большинство новосибирских рестораторов восприняли новую идею “Септимы” с интересом. Однако есть и скептики.
— Лично я не испытываю по этому поводу особого энтузиазма, — говорит Антон Терещенко, руководитель маркетинговых проектов компании “Трэвеллерс Кофе”. — Стационарные компьютерные стойки на Западе устанавливаются в основном в публичных местах утилитарного свойства: на вокзалах, в аэропортах, в торговых центрах — там, где интернет нужен людям для решения какихто срочных вопросов “на ходу”. Для мест досуга они не очень подходят. В кофейню человек приходит в первую очередь для того, чтобы кофе попить, пообщаться, расслабиться. Курсировать между столиком и стойкой ему не совсем удобно. Мне кажется, что это нарушит атмосферу уюта, которая для кофейни имеет принципиальное значение. Пусть каждый отдельно взятый гость будет пользоваться интернетстойкой недолго, но когда к ней выстроятся несколько человек, остальных гостей это начнет “напрягать”. Во всяком случае, меня как кофемана перспектива пить любимый напиток рядом с очередью настораживает.