Бум пивных заведений в Москве продолжается
Ирина Телицына
Журнал "Компания"
No 46 (192) (от 03.12.2001)
После 1998 года отечественные производители заняли достойные позиции в пивных ресторанах
На следующей неделе компания Tinkov Beer Company открывает в центре Москвы самый крупный пивной ресторан на 550 посадочных мест. За последние два года в столице появилось столько подобных заведений, сколько раньше не появлялось и за десятилетие.
Бум пивных заведений выделяется даже на фоне общего роста числа кафе-ресторанов. Более-менее приличных пивных баров и ресторанов в Москве, по самым скромным оценкам, уже больше тысячи. Каждый месяц через них прокручивается минимум $50 млн – $70 млн. В эти расчеты не входят заведения с высоким потреблением пива, но не декларированные как “пивные” (боулинг-клубы, сети фаст-фудов).
Первыми московскими пивными европейского вида в начале 90-х стали пабы в ирландском духе: Shamrock, Rosie O’Grady’s, Sally O’Briens. Ставка в них была сделана на традиционные ирландские марки пива Guinness, Murphy’s, Kilkenny и Harp. Году в 1993-м московские бары накрыла волна таких европейских пивных марок, как Tuborg и Heineken. В 1998 году инициативу у иностранцев перехватили отечественные производители, и самой широко представленной в московских барах маркой пива стала “Балтика”. Ресторанный бум последних двух лет сопровождается усилением позиций чешских производителей средней ценовой категории и немецких марок Paulaner и Franziskaner – в верхней.
“Количество пивных баров и ресторанов в Москве растет, но все это в основном тематические немецкие или чешские заведения, – говорит Екатерина Питиримова, гендиректор российского представительства Grolsch Agencies. – Но по-прежнему остро не хватает баров как таковых в английском или голландском варианте, где посетители пьют пиво без еды”.
Пива много не бывает
Одной из характеристик бума является укрупнение игроков. Как и в “непивном” ресторанном бизнесе, владельцев и управляющих успешных заведений в Москве не так много. Сделав один успешный проект, они берутся за следующий.
По мнению рестораторов, пивные в столице окупаются быстрее, чем обычные тематические рестораны. Посещаемость больше. Открывать пивные рестораны в Москве можно в больших количествах – их не хватает.
“На август 2001 года потребность Москвы в пивных заведениях была удовлетворена только на 40%”, – говорит Александр Бельский, зам. генерального директора компании “Стэнли плюс” (дистрибутор марок Franziskaner, Spaten, Grolsch, Budweiser, “Сокол”).
Пивная “Пять оборотов” появилась недалеко от площади Маяковского летом 2000 года. Инвесторы, чьи имена держатся в тайне, хотели создать народную пивную с дешевым чешским пивом. Их желания воплощал в жизнь управляющий Евгений Лесницкий (он же в свое время создал клуб “Студио”). Второе заведение “Пять оборотов” появилось весной 2001 года.
Весной 2001 года открылись два ресторана “Бавариус”. Хозяева те же, что и у пивного ресторанчика “Время есть” возле Белорусского вокзала и ресторана “Сити-гриль” на Маяковке.
“В Москве не хватает пивных как мест для встреч и общения, – говорит Андрей Серганов, генеральный управляющий ресторанов “Бавариус”. – Пиво объединяет людей, наше заведения рассчитаны на групповых посетителей”.
Первым из пивных рестораторов “Бавариус” опробовал летом новую для Москвы концепцию летней террасы, установив павильон в сквере на площади Маяковского. В будущем компания намерена развивать и другие пивные форматы.
“Предложения по открытию пивных ресторанов нам делают даже в Красноярске. Но пока мы туда не спешим, – говорит Андрей Серганов. – В 2002 году откроем два-три заведения в спальных районах Москвы”.
Владеющая пабом “Джон Булл” и пивной “Вильям Басс” компания “Ромашка менеджмент” открыла летом 2001-го еще один паб – “Молли Гвиннс”. Компания управляет 11 заведениями, в том числе ресторанами “Пикадилли”, “Караван-сарай”, “Мир пиццы”.
Пивной ресторан “Штольня”, воссоздающий интерьер горняцкого забоя, и не менее концептуальная “Пивная 01” с пивом из пожарных краников – тоже одних рук дело. К созданию обоих причастна группа бизнесменов, которой также принадлежат “Эль Гаучо” и еще несколько московских ресторанов. “Спрос на пивные заведения есть, и мы будем расширяться”, – говорит гендиректор “Пивной 01” Андрей Покровский.
Компания Олега Тинькова Tinkov Beer Company решила переплюнуть всех и через неделю открывает ресторан на 550 мест. Как и собственный сорт пива, новый ресторан Тиньков решил назвать своим именем.
Олег Тиньков вложил в московский проект около $4 млн. Уже существующий ресторан “Тинькофф” в Питере стоил ему гораздо меньше – $1,5 млн.
Близость к народу
По словам Александра Бельского из компании “Стэнли плюс”, рынок пивного общепита четко сегментирован. Верхняя ценовая ниша практически занята, так что новым заведениям остается средний сегмент. Рестораторы планируют осваивать новые районы Москвы.
Усилится конкуренция, вырастут рекламные бюджеты всех ресторанов. “Прежде чем открывать рестораны в спальном районе, надо обеспечить узнаваемость брэнда, – говорит Андрей Серганов. – Рекламная активность пивных ресторанов по Москве сильно увеличилась. Примерно в полтора раза увеличился процент от оборота, предусмотренный на рекламу”. Одним из подстегивающих факторов станет и выход Тинькова на московский рынок.
Немецкое пиво сохранит свои позиции в московских пивных. “Нефильтрованное пиво сейчас в моде, – отмечает Евгений Лесницкий, управляющий “Пяти оборотов”. – К тому же есть маркетинговая поддержка производителей, и она, скорее всего, усилится”.
“Мы занимаемся продвижением марки в ресторанах, барах, ночных клубах уже четыре года, с момента выхода брэнда на российский рынок, – говорит Екатерина Питиримова из Grolsch. – В следующем году мы сделаем акцент на имиджевую рекламу, а не на продвижение в местах продаж. Бешеную промоактивность развивают сейчас производители, занятые построением брэнда: новые импортные сорта, лицензионные, отечественные”.
В борьбе за клиента рестораны будут вводить новые маркетинговые программы. “Бавариус”, например, монтирует хранилище для именных кружек постоянных клиентов. В “Тинькоффе” будут и кружки, и дневные скидки на пиво до 50%.
Увеличится число сезонных пивных праздников. “Тематические мероприятия – это борьба за клиента. В тех местах, где достойно проводился Octoberfest, наблюдался заметный рост продаж”, – говорит Александр Бельский.
Возможно, многие рестораны будут пробовать microbrewig – живое пиво привлекает народ. Пивоварни есть в “Арсеньиче”, “Пяти океанах”, “Ангаре”, “Шестнадцати тоннах”. В “Бавариусе” скоро появится свое пиво с собственной пивоварни во Владимирской области, где уже полгода экспериментирует с рецептурой технолог из Баварии. “Это перспективное направление, – считает Андрей Серганов. – Нефильтрованное живое пиво очень хорошо продается в ресторане “Время есть”.
Активность отечественных производителей по работе с ресторанами усилится: все ввели в строй дополнительные мощности, надо думать о сбыте. Видимо, появятся новые сорта. Как импортные, так и отечественные – уже есть нефильтрованное пиво “Балтика”, “Бочкарев”. Скорее всего, будут приспосабливаться к ресторанам и другие отечественные производители.