Интернет и ресторан
Наталия Тремасова, генеральный директор ресторана «Ноев Ковчег».
Источник: "Мое дело РЕСТОРАН", февраль 2002 г.
Интернет и ресторан:
как не запутаться в мировой паутине
Собственный сайт в Интернете — это дополнительные маркетинговые и рекламные возможности для ресторана. Основные вопросы, на которые нужно ответить, прежде чем стать частью всемирной паутины: нужен ли собственный сайт вашему ресторану? И если нужен, то какой?
Разместив в Интернете свои страницы, ресторан может не только оперативно рассказывать постоянным и потенциальным клиентам о себе, интерьере, изменениях в меню, программах и т.д., но и осуществлять с ними обратную связь: гости могут выразить свое мнение о кухне ресторана, меню и обслуживании.
Создав хорошо продуманный сайт, по Интернету можно принимать заказы от посетителей, бронировать столики и осуществлять доставку Однако такой сайт сделать сложнее, чем информационный.
Частью маркетинговой политики ресторана в Интернете может стать такая дополнительная услуга, как чат (от англ. chat — разговор, беседа) — дискуссии в режиме реального времени. В таких дискуссиях посетители могут рассказывать друг другу о своих впечатлениях о вашем ресторане, обсуждать блюда и просто общаться. С помощью этой услуги можно сформировать вокруг ресторана определенную аудиторию. Однако это весьма рискованный прием, так как гость может написать что-то негативное, и подходит он, может быть, модным молодежным тусовочным местам.
Итак, нужен ли собственный сайт вашему ресторану?
В первую очередь это зависит от вашей рекламной политики. Думаю, что известному или претендующему на известность ресторану собственный сайт необходим. Причем, чем серьезнее и популярнее ресторан, тем профессиональнее должен быть сделан сайт, так как «положение обязывает». Это часть имиджа, реклама ресторана и его услуг. От того, насколько красиво и качественно сделан сайт, ваш потенциальный клиент получит впечатление о самом ресторане.
Если вы сомневаетесь, создавать свой сайт или нет, можно провести небольшой опрос среди ваших клиентов, который поможет выяснить, часто ли они пользуются Интернетом, обращаются ли к нему для выбора ресторана и будет ли им интересен ваш сайт. Хотя, конечно, ни один из опросов не дает точной картины, так как из всяких правил есть исключения. Например, вопрос про Интернет вы можете задать среди прочих, касающихся предпочтений ваших клиентов в области СМИ.
Полученные ответы помогут вам найти правильное решение. Качество сайта зависит от вашего бюджета и поставленных задач. Прежде чем подписывать договор с компанией, которая будет выполнять для вас эту работу, объявите небольшой тендер. Качество работы, идея дизайна, воплощение и цены очень разнятся за примерно одну и ту же работу (в Москве от $1 тыс. до $5 тыс.) в зависимости от раскрученности компании.
Наш сайт был сделан 2 года назад. Несмотря на значительный для сайта возраст, многие клиенты отмечают его функциональность, красоту и соответствие нашей концепции. Сейчас, по прошествии двух лет, появилось много технических новинок. И мы планируем сделать новый сайт с применением flash-технологии, с виртуальным путешествием по ресторану за счет 3-мерного изображения слайдов. Конечно, это отчасти дань моде. Но в этом нет ничего плохого, если ваш ресторан развивается в духе современного времени, а не отстает от него. Чтобы сайт был интереснее для постоянного посещения, его нужно делать функционально удобным, постоянно поддерживать новостную часть (обновлять информацию, сообщать о новинках меню, новостях ресторанной жизни, помещать новые слайды, рецепты блюд и т.д.). Если ваш сайт посещают иностранцы, следует сделать его версию и на английском языке. Конечно, это удорожит ваши расходы, но это тоже необходимо для серьезного ресторана.
СОДЕРЖАНИЕ САЙТА
В зависимости от концепции ресторана продумайте содержание вашего сайта. Можно зайти на сайты хороших ресторанов-конкурентов и посмотреть, как сделано у них. Возможно, при просмотре их сайтов у вас появятся интересные идеи для своего.
Традиционно содержание включает в себя следующие позиции:
-
Интерьер;
-
Меню;
-
Винная карта;
-
Услуги;
-
Как нас найти;
-
О нас;
-
Счетчик.
Остальные пункты зависят от вашей фантазии. Очень важно, чтобы сайт содержал полезную информацию. Его не стоит перегружать ненужными сведениями. Кроме того, содержание сайта зависит от концепции ресторана. Если в вашем ресторане есть шведский стол,
желательно показать его на отдельной страничке со слайдами, если есть музыкальные программы или детские праздники — то тоже в виде отдельной страчички. Перед разработкой сайта необходимо поставить перед дизайнером задали — какие основные моменты в жизни оесторана вы хотите осветить.
Сайт нужно постоянно поддерживать обновлять информацию о ценах, предложениях, анонсах праздников и т.д.). Сами вы вряд ли сможете это делать. Это будет выполнять тот, кто создал сайт за определенную абонентскую плату каждый месяц (варьируется от $30 до $100) в зависимости от объема информации.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Конечно, создав сайт, вы еще не обеспечите увеличение посещаемости ресторана. Но первые свои плоды сайт начнет приносить прямо пропорционально тому, сколько усилий вы тратите на рекламу самого сайта (в сети и не только).
Во-первых, ваш адрес в Интернете должен быть указан на всей вашей полиграфии, а также во всех статьях и модулях, справочниках и т.д.
Во-вторых, все сотрудники, которые общаются с гостями, должны видеть сам сайт, знать его содержание и адрес. Менеджеры, хостес, официанты всегда могут гостю порекомендовать зайти на сайт ресторана.
В-третьих, сайт необходимо постоянно обновлять: менять цены, вывешивать новые блюда, сообщать какие-нибудь рецепты и т.д.
В-четвертых, нужно провести промоушн самого сайта в сети. Самостоятельно это делать очень трудно и требует затрат. Можно проанализировать самые популярные сайты и на них разместить баннерную рекламу. Но эффективность от баннеров не такая большая.
Создать сайт — это только начало Интернет-пути. Самое трудное начинается потом. Для того чтобы о сайте узнали и он стал посещаемым, его нужно продвигать и рекламировать в сети. Это требует профессионализма и самого дорогого — времени. Сайт ресторана нужно зарегистрировать во всех поисковых системах, чтобы его легко можно было найти. Этим должен заняться человек (или компания), его создавший.
ОСНОВНАЯ СТАТИСТИКА
Разместив баннер на сайте www.menu.ru, в течение месяца мы получили около 400 откликов на наш баннер. И только 1—5 процентов от количества приславших их реально пришли в ресторан или сделали заказ на доставку блюд.
Также я разместила баннер на доставку блюд на сайте www.afisha.ru на месяц. Эффективность была следующей:
количество показов — около 450, количество реальных заказчиков — около 10 за месяц. Конечно, показатели не очень высокие, вероятно, это объясняется обилием рекламы на радио, телевидении, в прессе и даже в Интернете. Но никто и не говорил, что борьба за клиентов будет легкой.
Средняя посещаемость сайта в месяц — до 300 человек. Если прилагать значительные усилия для рекламы самого сайта, то посещаемость вашего сайта увеличится.
Ведущая рубрики — Наталия Тремасова, генеральный директор ресторана «Ноев Ковчег».
ПРАКТИЧЕСКИИ СОВЕТ:
Не стоит жертвовать удобством и функциональностью сайта в пользу его красоты и дизайна, так как сайт — это в первую очередь источник информации. Сайт должен быстро открываться и сообщаться со всеми разделами, так как неудобство пользования может вызвать раздражение клиентов