Кофейни от "Макдоналдс"
Елена Виноградова
Источник: "Ведомости".
Лидер московского рынка фаст-фуда объемом 1480 млн - МсDonald’s начинает экспансию в гораздо более скромный сегмент - рынок кофеен с оборотом $10 млн. На следующей неделе в ресторане "Макдоналдс" на Старом Арбате откроется первое фирменное кафе. Рынок кофеен далек от насыщения, и МсDonald’s считает, что кафе могут увеличить оборот его ресторанов на 10%.
Советско-канадское предприятие "Москва-Макдоналдс" было основано в 1990 г. На тот момент 49% акций принадлежало "МсDonald’s-Сапаdа", 51% - московскому правительству. Сейчас канадцы контролируют 80% акций. В 27 городах России работает 90 ресторанов "Макдоналдс", которые обслуживают боже 230 000 человек в день. Последние данные об обороте "Москва-Макдоналдс" доступны только за 2000 г. Тогда он составил $100 млн, но с тех пор число ресторанов выросло в полтора раза.
Первое "МакКафе" откроется 26 декабря в помещении ресторана "Макдоналдс" на Старом Арбате. Как рассказала "Ведомостям" пресс-секретарь "Москва-Макдоналдс" Светлана Полякова, в кафе посетителям предложат 10 видов натурального кофе и 20 видов десертов, а цены будут сопоставимы с другими московскими кофейнями.
Первые убытки МсDonald’s Впервые за 37 лет после выхода на открытый рынок МсDonald’s несет квартальные убытки. Компания начала реструктуризацию, закрыв ряд закусочных, сократив персонал и уйдя с некоторых рынков. Эти изменения обошлись в $390 млн и обернулись в IV квартале убытком 5-7 центов на акцию. Котировки акций МсDonald’s опустились до восьмилетнего минимума, а по сравнению с пиковым значением, достигнутым в мае ($30,72), упали на 48%. Агрессивное снижение цен пока не помогает сети: продажи в октябре и ноябре продолжали падать (на 1,3% за два месяца в США). |
Менеджер проекта Ольга Елисеева уверена, что этот формат понравится посетителям. "Это подтверждается тенденциями российского рынка и мировым опытом работы подобных кафе", - говорит она. Первые McCafe появились в 1993 г. и сейчас работают более чем в 20 странах, в том числе в США, Ирландии, Аргентине. Директор Бюро ресторанной информации Василий Филиппов также связывает интерес "Макдоналдса" к новому рынку с мировым опытом: "Компания чувствует, что у нее могут быть проблемы в традиционном сегменте, что сейчас происходит во многих странах, где МсDonald’s несет убытки" (см. врезку).
По расчетам компании, открытие "Мак-Кафе" на Старом Арбате увеличит посещаемость всего заведения на 10%, и, если первые месяцы работы кафе будут успешными, концепция будет распространена по России, говорит Елисеева. В ’"МакКафе" вложено более $200 000. Если затраты на кафе в остальных 89 ресторанах будут сопоставимыми, инвестиции в проект могут достичь $18 млн.
Аналитики достаточно оптимистично оценивают новый проект "Макдоналдса". С одной стороны, рынок кофеен далек от насыщения. По мнению руководителя кофеен "Мока-Лока" компании "Росинтер" Петра Годунова, говорить о конкуренции кофеен в Москве пока сложно - в столице сейчас чуть больше 100 кофеен, а, например, в Лондоне - 3500. Годунов считает, что "МакКафе" могут оказаться успешными. Директор департамента ресторанного консалтинга проекта RestCon Андрей Петраков отмечает, что "Макдоналдс" пока не делал ошибок к развитии своего бизнеса в России. Клиентура "Макдоналдса" пересекается с клиентурой кофеен по возрасту, роду занятий и даже по средней сумме, оставляемой в кафе, - около 150 руб.
В то же время Петраков допускает, что имидж не слишком вкусного кофе в главном "Макдоналдсе" распространится и на "МакКафе". По данным RestCon, работа московских кофеен не всегда успешна; лишь 20-30% из них дают хорошую прибыль ($8000-15 000 и месяц), около 50% получают $1000-2000 в месяц или работают на грани рентабельности, а остальные вообще убыточны.