Модная музыка: как приманивать клиентов на звук
Источник: журнал "Мое дело РЕСТОРАН", №4 апрель 2002 г.
Музыка всегда была составляющей атмосферы ресторана. Сегодня же, когда диджеи становятся все популярными персонажами, с помощью музыкального сопровождения можно создать особый, ярко выраженный стиль заведения.
Самые модные европейские заведения стараются сегодня иметь свой собственный звук. Некоторые из них выпускают оригинальные музыкальные сборники, способствующие популяризации этих ресторанов и продвижению их на рынке. Например, кафе "Дель Map" на испанском острове Ибица - место, где под утро собираются отдохнуть тусовщики после бессонной ночи, проведенной в танцевальных клубах, - уже несколько лет выпускает музыкальные сборники под собственным названием, тем же активно занимается и "Будда Бар" в Париже, а французское "Кафе Костос" продает свои сборники по $35 за диск. Отголоски этой моды докатились и до Москвы. Например, клуб-ресторан "Джусто" выпустил диски с миксами диджея Андрея Панина, а ресторан армянской кухни "Ноев Ковчег" - сборник с 10 композициями мировых звезд, в которых звучит дудук - древний армянский духовой инструмент.
ЧТО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ
Для того чтобы выбрать оптимальное музыкальное сопровождение для заведения, прежде всего нужно ответить на несколько вопросов:
Где и как расположено ваше за
ведение? (бойкое, многолюдное место или "тихое", респектабельное; в центре, в спальном районе или за городом). Кто ваши клиенты в определенное время и в определенные дни не-: дели? (обедающие служащие днем, расслабляющиеся после рабочего дня вечером - в месте, где вокруг много офисов; женщины с детьми по будням и се-’/мьи по выходным дням - в спальных районах; тусующаяся молодежь в течение всего дня и тд.). Каков их приблизительный социальный портрет. Каков тип вашего заведения? (кафе с высокой проходимостью, куда заходят ненадолго; ресторан высокой кухни, ориентированный на постоянных клиентов; демократичный ресторанчик, где ту-суется молодежь и т.д.).
Каков стиль и дизайн вашего заведения? (строгая классика, стильный минимализм, легкомысленный хай-тек, кантри-стиль и т.д.).
Зачем люди приходят к вам? В первую очередь поесть и заодно провести время или провести время и заодно поесть?
Что бы вы сами хотели слышать в вашем заведении с учетом вышеизложенных факторов?
При создании саундтрека для ресторана необходимо также учитывать время и день недели, так как многие заведения работают по принципу; днем - "место для еды" (одна музыка), вечером - "времяпрепровождение" (другая музыка).
Кроме того, музыка не должна противоречить общей концепции заведения. В традиционном французском ресторане, например, будет странно звучать ин-ди-рок, а в молодежной кофейне Первый концерт Рахманинова, во всяком случае, в классическом исполнении без современной аранжировки.
В качестве примера возьмем ресторан "N" в Москве, в "тихом" центре, расположенный в районе с большим количеством офисов, с интернациональной кухней, качественным дизайном в классическом стиле, со средней суммой счета $30-50.
Днем с 12.00 до 16.00 - время бизнес-ланча. Загруженность 30-50 процентов, клиенты - служащие среднего и высшего звена с доходами от $700 в месяц, в возрасте от 28 до 50 лет.
С 16.00 до 19.00 "мертвое время" - загруженность 15-20 процентов, клиенты - те же служащие и случайные посетители.
С 19.00 до 23.00 загруженность 60- 80 процентов, гости - менеджеры среднего и высшего звена из соседних офисов (примерно треть от общего числа гостей), а также постоянные клиенты вашего ресторана, посещающие его более или менее регулярно - социально успешные люди 30-40 лет с доходами средними и выше средних, преимущественно пары.
Соответственно, саундтрек можно разбить на три блока:
дневной блок;
переходный блок;
вечерний блок
(в заведениях с круглосуточной работой должен быть предусмотрен еще и ночной блок).
Дневной блок с 12.00 до 16.00 (бизнес-ланч) должна составлять музыка достаточно энергичная, мало располагающая к релаксации, клиенту важно быстро поесть не в ущерб рабочему времени, но в то же время музыка должна быть достаточно интересная и в меру интеллектуальная (клиенты - люди с высоким уровнем образования). В нашем случае подойдет музыка в стиле джаз-рок, эйсид-джаз и лаунж - ненавязчивые и ритмичные их варианты (Джордж Бенсон, Шакатак, Еарт, Винд энд Файр, Джаззанова, Пиццикато Файв, Фантастик Пластик Мэшин и т.д.). Громкость звука - ниже среднего.
Периодичность постепенного обновления фонограмм - примерно 1 час новой музыки в неделю.
Переходный блок с 16.00 до 19.00. Ритм постепенно замедляется, музыка становится более эмоциональной по содержанию и в то же время спокойнее по темпу. Здесь также подойдет эйсид-джаз и лаунж (эти стили музыки позволяют подобрать интересные композиции практически на все случаи жизни), но более яркие и интересные. Громкость звука средняя.
Вечерний блок с 19.00 до 23.00. Это время более концептуальной музыки, она должна быть сложнее и эмоциональнее, чем днем. Именно с помощью этого блока можно посредством музыки моделировать настроение и внутреннее состояние гостей, причем в разные дни недели можно моделировать разную атмосферу. В будние вечера это могут быть самые яркие и экспрессивные композиции разных исполнителей в записи, а вечерами в выходные дни - "живые" музыканты и диджеи.
Громкость звука - чуть выше среднего, чтобы люди могли общаться, но в то же время, чтобы были слышны нюансы звучащей фонограммы.
Периодичность обновления этого блока - примерно 1 час нового материала в 2-3 дня.
КАК РАБОТАТЬ С МУЗЫКОЙ
Ответственным за звуковое пространство ресторана может быть штатный сотрудник, задача которого отслеживать новые музыкальные поступления на рынке (музыкальный материал устаревает очень быстро), закупать диски и составлять нужные сборники, соответствующие стилистике вашего заведения, регулярно обновлять их, ориентироваться в музыкальной тусовке и уметь организовать живой звук при необходимости. Так поступают крупные рестораны и сети, когда один или несколько человек организуют звук в нескольких разных ресторанах сети одновременно. Этот вариант очень продуктивен, но достаточно дорог: для того чтобы записать примерно 6 часов нужного материала в виде сборника, а именно столько музыки необходимо в среднем для переходных и вечерних музыкальных блоков, чтобы композиции не приедались постоянным клиентам, нужно обработать около 20 хорошо отобранных компакт-дисков, средней стоимостью $15-20. (У "пиратов", продающих диски по 100 рублей, свежей и качественной музыки не так уж и много, они продают самую популярную, которая, соответственно, будет звучать на каждом шагу.)
Средний КПД диска составляет примерно 30 процентов, то есть на 3 шестиминутные действительно интересные вещи приходится 7 бесполезных композиций.
Для экономии средств такую работу можно поручить агентству, специализирующемуся на подобного рода услугах, или внештатному сотруднику, который будет составлять музыкальные композиции для ресторана на основе своего звукового материала и на своем оборудовании (например, профессиональные диджеи имеют постоянно обновляемые коллекции из нескольких тысяч пластинок)