Ну, за концепцию, или истории безумньх рестораторов
Наталья Тимирбаева
Источник: журнал "Мое дело РЕСТОРАН", №6 июнь 2002 г.
Трапеза на обнаженной гейше... Ресторан, где готовят блюда исключительно по рецептам античных поваров... Обед в атмосфере фильмов ужасов - на грани мистики и реальности... Кажется, что рестораторы уже придумали и воплотили самые смелые и неожиданные проекты. Но им по-прежнему удается создавать заведения, которые заставляют говорить о себе вне зависимости от качества кухни и обслуживания. Концептуальный ресторан как явление никогда не выходит из моды.
Принц и нищий - за одним столом
В ресторан Zum kleinen Zinken (У маленького утопленника), Гамбург, Германия, приходит пообедать самая разная публика: от преуспевающих менеджеров из соседних офисов до бездомных со всей округи. Ведь здесь за одинаковый комплексный обед каждый платит в соответствии со своими доходами. К пообедавшему клиенту подходит официантка и спрашивает, по какой цене он будет платить. Кто хочет (а главное, может) платит за комплексный обед 10 марок. Большинство посетителей этого ресторана выбирают среднюю цену - 8 марок. Обладатели Zinken-Card платят в 2 раза меньше - всего 4 марки. Такую карточку ресторан выдает безработным, бездомным, а также тем, кто живет на социальное пособие или получает небольшую зарплату. Вечером они тоже могут прийти сюда и поужинать по сниженным ценам. "Свести за
одним столом богатых и бедных - такова основная идея ресторана, - говорит один из управляющих Йорг Геленберг. - Ведь это предрассудок, что бедняка видно издалека.
И среди тех, кто хорошо зарабатывает, есть плохо пахнущие. В этом наш ресторан мало чем отличается от других. По крайней мере, пока у нас не было проблем из-за того,
что за одним столом обедают состоятельный человек и бездомный. Тем более что вряд ли можно с первого взгляда отличить, скажем, менеджера преуспевающей фирмы от продавца газет. Впрочем, те, у кого дела совсем плохи, в ресторан не заглядывают, придерживаясь принципа: то немногое, что я могу проесть, лучше пропить".
Еще большую ценовую свободу предоставил гурманам немецкий предприниматель Франц Байер. Он открыл в городе Фюрт (Германия) собственный ресторан под весьма оригинальным названием - "?". Оно точно отражает принцип работы этого заведения: в меню вместо цены проставлены знаки вопроса. Так что посетители сами назначают цену съеденного ими блюда. Видимо, клиенты попадаются Байеру все сплошь совестливые или кухня, действительно, хороша. Как бы там ни было, ресторан процветает.
Что в имени моем
Ресторан Abendmahl (Вечеря), Берлин, Германия, чтобы наиболее полно соответствовать названию, 2 раза в месяц устраивает для своих клиентов необычное развлечение. Происходит все то же, что и в обычное время, но в абсолютной темноте. В назначенный час здесь собираются любители всего экстравагантного. Это люди самых разных социальных слоев, средний возраст которых, как правило, 30 лет. Поначалу атмосфера царит несколько скованная, но после подачи первого блюда ресторан оживает. Слышатся шорохи, позвякивание приборов, смех. Есть с помощью ножа и вилки - обязательное условие, впрочем, никто и не пытается нарушить правила. Через 2,5 часа и трех блюд все заканчивается. На столики приносят свечи, которые возвращают всех в реальную действительность. Церемонии проходят без особых происшествий, если не считать разбитых стаканов, заляпанных скатертей, костюмов и платьев. Идея еды в темноте не нова. Аналогичный ресторан уже открывала в Кельне группа слепых. Заведение, по замыслу хозяев, должно было "переносить в мир без света и красок".
Создатели ресторана "Русская рыбалка", Санкт-Петербург, расположенного на сваях над водами Южного пруда, точно знают: самая вкусная рыба та, которую поймал сам. Поэтому помимо традиционных ресторанных услуг заведение предлагает своим гостям еще и возможность порыбачить. Часть пруда отгорожена и в него выпущена рыба: карп, форель, осетр, стерлядь... Рыбаку выдают необходимые снасти и наживку, а работник ресторана объясняет правила и особенности рыбалки. Не поймать что-нибудь здесь просто невозможно. Лицензия покупается на сутки, а все остальное: снасти, рыба и приготовление - бесплатно. Так что, как и обе-
щает название, у всех желающих есть возможность оценить по достоинству особенности национальной рыбалки.
Необычное название привлекает посетителей в ресторан "Кочаны и кондомы" (Бангкок, Таиланд), кстати, недавно ресторан с таким названием открыт и в Бухаресте (Румыния). Оформлены они капустой и презервативами. В румынском ресторане можно купить и футболку с надписью: "Наша еда гарантирует, что вы не забеременеете". Конечно, ничего противозачаточного в блюда не добавляется. А оригинальное название "навеяно" первым официально зарегистрированным в Таиланде случаем ВИЧ-инфицирования. "Кочаны и кондомы" - сеть ресторанов, прибыль от работы которой направлена на пропаганду планирования семьи (и у них детей ищут в капусте), бесплатное распространение презервативов, а также привлечение внимания к проблемам ВИЧ-ин-фицированных.
Техника на грани...
Вход в бар Remote Lounge (Отдаленная гостиная), Нью-Йорк, США, оформлен телеэкранами, столики буквально напичканы мониторами, джойстиками и прочими компьютерными хитростями, в каждом углу установлены мини-камеры. Однако посетители идут сюда не за тем, чтобы познакомиться с новинками высоких технологий. Этот бар создан для того, чтобы подглядывать, флиртовать и снова подглядывать. В баре посетитель сразу попадает под наблюдение 60 камер и уже не может быть уверен в том, что за ним никто не следит. Однако как только он сядет за стол, и у него появится возможность следить за другими. Делается это при помощи джойстиков, которые управляют камерами. В зависимости от цели посещения здесь можно просто подглядывать или активно знакомиться. Для этого достаточно отправить электронное письмо. На
каждом столике есть и местные телефоны. В крайнем случае, можно просто подойти к человеку и познакомиться с ним - причем после "дистанционного" общения делать это обычно легче, чем знакомиться "в лоб".
- Технология снимает психологические барьеры и раскрепощает людей, - говорит Кевин Чентанни, один из основателей бара. - У нас люди без проблем знакомятся с теми, к кому в обычном баре побоялись бы подойти. Здесь можно флиртовать, общаться или просто играть. Главное то, что всегда знаешь - понравившийся человек рядом, в этом же баре. Но каждый должен помнить: в нашем баре он отдает себя на растерзание камерам и любые его фотографии могут появиться на всеобщее обозрение.
Достижения электроники активно используют и в некоторых шанхайских ресторанах. К сожалению, большинство шанхайцев знают только свой национальный диалект. И как правило, в небольших семейных ресторанчиках клиент никак не может объяснить официанту, чего он хочет. Самые сообразительные (или самые опытные) заранее запасаются списком с названием блюд на китайском языке, а потом объясняются жестами. Облегчить общение обслуживающего персонала и посетителей призван Интернет, вернее, электронная почта. Вместо традиционного меню официанты приносят портативный компьютер, где есть названия и изображения всех блюд, предлагаемых в ресторане. Клиенту остается лишь сделать выбор и нажать на соответствующую кнопку.
Впрочем, современная техника иногда может и мешать посетителям ресторанов. Так, по мнению рестораторов из Франкфурта, звонки сотовых телефонов разрушают всю атмосферу их заведений. Поэтому здесь ввели услугу "телефонной сиделки": специальный обслуживающий персонал ресторана собирает при входе мобильные телефоны посетителей, охраняя таким образом их покой во время приема пищи.
Мелочь, а приятно
Посетители ресторана "Пообедать на английском" (Мадрид. Испания) совмещают обед с изучением английского языка. К клиенту, сделавшему заказ, подсаживается человек и заводит разговор на английском языке. В роли "дежурного собеседника" выступают студенты из США и Великобритании. Такое общение бесплатное. Однако у большинства посетителей голодные глаза студентов вызывают смущение, поэтому они заказывают еду (кстати, довольно недорогую) и для собеседника, что выгодно хозяину ресторана.
В Англии нашли решение извечной проблемы всех завсегдатаев питейных заведений - надо идти домой, а хочется задержаться и пропустить еще пару кружек пива в хорошей компании. Чтобы помочь клиентам достойно выйти из этого положения, в пабе графства Эссекс установили необычную телефонную будку. В ней не слышны звуки из питейного заведения. Вместо них по выбору клиента транслируется шум улицы, вокзала, аэропорта или голоса сотрудников офиса. А чтобы клиент не запутался, на стенке телефонной кабинки укреплен список необходимых для убедительного обмана фраз: "Извини, я попал в автомобильную пробку", "К сожалению, мой поезд задерживается с прибытием", "У меня совещание, дорогая"...
Фантазия рестораторов поистине безгранична и, как правило, находит живой отклик у посетителей. А значит, пока у людей живо воображение, будут существовать и рестораны.