Сэндвич для клерка. Между кофейней, супермаркетом и "Макдоналдсом".
Источник: журнал "Компания" №26, 2002 г.
Российскому предпринимателю Димитросу Сомовидису, пока он жил в Лондоне, очень нравилась местная сеть быстрого питания Pret a Manger. Он даже хотел купить у них франшизу, но выяснил, что компания франчайзинг не практикует. Тогда Сомовидис вернулся в Москву и решил открыть аналогичное заведение самостоятельно.
36-летний Сомовидис прежде никогда общепитом не занимался. Родился в Грузии, окончил филологический факультет МГУ, предпринимательскую деятельность начал в Молодежном центре при университете - ездил с другими студентами по южным совхозам и возил оттуда фрукты-овощи в Москву на перепродажу. В 1993 году уехал в Грецию (на родину предков), но буквально через несколько месяцев перебрался в Ниццу, где появилась возможность открыть собственный бизнес. С помощью французских знакомых Сомовидис создал агентство недвижимости, в основном обслуживавшее русских, облюбовавших Лазурный берег.
Однако на курорте деятельный Сомовидис заскучал и в 1996 году перебрался в Лондон, где создал консалтинговую фирму для российских экспортеров. Сводил, например, продавцов отечественных машин направленного бурения с покупателями. Бизнес развивался, но Великобритания показалась Димитросу Сомовидису слишком кастовой: "Если ты не родился в Англии - или, по крайней мере, не учился в престижной школе, - то обзавестись там связями сложно". В итоге около года назад Сомовидис решил вернуться в Россию. Фаст-фуд был выбран им как одно из наиболее перспективных для Москвы направлений бизнеса: согласно последнему исследованию, проведенному компанией Magram Market Research, 16% респондентов-мужчин и 6% женщин посещают московские заведения "быстрой еды" ежедневно, причем удобное расположение фаст-фуда для них важнее, чем цена. "В Москве беда с едой, с логистикой, - говорит Сомовидис. - А мне нравится решать сложные задачи".
Магазин готовой еды Сомовидиса "Прайм" - нечто среднее между фаст-фудом, отделом полуфабрикатов в хорошем супермаркете, кафе и фирмой, специализированной на доставке еды. Здесь быстро обслуживают, что роднит заведение с фаст-фудом. "Время обслуживания одного посетителя - с момента, когда тот вошел в магазин, до полного расчета - составляет 90 секунд. Если, конечно, клиент знает, чего хочет", - говорит Сомовидис. На супермаркет "Прайм" похож своими стеллажами с охлажденной продукцией, с которых покупатель сам берет еду. На ресторан - наличием кухни, шеф-повара и двух "супчиков дня" в меню. Сэндвичи, салаты, буррито и десерты, что будут здесь продаваться, приготовлены прямо в "Прайме" - причем не из полуфабрикатов, а из свежих ингредиентов (среди которых фигурируют авокадо, морепродукты, курятина, рыба). Суши и сашими для магазина начнет поставлять ресторан "Якитория". Сэндвичи и супы будут стоить по 65 руб., то есть полноценный обед обойдется посетителю не меньше чем в полторы сотни рублей - цены сравнимы с бизнес-ланчем в центре города, но Сомовидис собирается привлекать клиента качеством и вкусом еды. Уже через пять часов после приготовления сэндвичи будут изыматься из продажи в пользу какой-нибудь благотворительной организации. Даже в этом "Прайм" следует модели Pret a Manger. Кстати, и заявленные 90 секунд обслуживания, и стеллажи, и набор продукции - все, как в британских забегаловках.
"У нас будет 34 места в самом магазине плюс собственная доставка в офисы, находящиеся в пределах 10 минут ходьбы от "Прайма", - рассказывает Сомовидис. - Согласно маркетинговым исследованиям, в эту зону попадают 864 офиса, и после открытия "Прайма" я отправлю в каждый из них по пробному сэндвичу". В декабре появится второй магазин готовой еды. В течение трех-четырех лет все новые заведения Сомовидис планирует открывать в пределах Садового кольца.
В создание первого магазина в Камергерском переулке Сомовидис и партнеры инвестировали $500 000. Новые магазины будут строиться по типовому проекту и обойдутся дешевле. Самые серьезные деньги, как это ни странно, пошли на одноразовую упаковку - на нее потрачено $85 000. Кухонное оборудование стоило $55 000, система вентиляции - порядка $24 000. О том, сколько стоила аренда помещения, Сомовидис не говорит. Однако известно, что расценки в центре Москвы доходят до $3000 в год за 1 кв. м.
Персонал Сомовидис набирал через Интернет: "Ищущие работу через сайты - потенциально нужные мне люди. И по мотивации, и по образованию. Из обратившихся подошел каждый четвертый, а всего у нас 22 человека". Книги жалоб и предложений в "Прайме" не будет, поскольку Сомовидис считает, что замечание от клиента - катастрофа для заведения, рассчитанного на постоянную публику. Вместо жалобной книги появятся открытки с мобильным телефоном управляющего (он же совладелец, он же Димитрос Сомовидис), чтобы возникшие проблемы решались как можно быстрее.
Однако Сомовидису придется справляться с проблемами и другого рода: конкуренция на рынке еды в Москве растет бешеными темпами. "Не думаю, что подобные магазины смогут переманить посетителей у ресторанов быстрого обслуживания - таких, как "Ростик’с", - считает PR-директор корпорации "Ростик груп" Валерия Силкина, - Наша аудитория - не только люди, желающие быстро перекусить, но и дети, родители, студенты. "Прайму" придется четко определить свою целевую аудиторию и конкурентные преимущества, чтобы соответственно позиционировать продукт, услуги и магазин в целом".
Если у Сомовидиса получится внедрить свой западный опыт управления в заведении с европейской едой и русским персоналом, то, возможно, когда-нибудь ему удастся догнать Pret a Manger и с финансовой точки зрения. Эта сеть из 130 заведений с оборотом в $180 млн начиналась в 1986 году с одного-единственного кафе-магазина. Правда, к концу 1990-х компания достигла предела роста: Pret a Manger - заведение сугубо городское, а число городов в Великобритании не бесконечно. Нужно было выходить на другие рынки, и для этого отцам-основателям компании пришлось продать треть своих акций McDonald’s.