Рынок Фаст-фуд. Рестораны быстрого питания за рубежом.
Оптовик №43 26 октября - 1 ноября 2001 г.
У себя на родине, в Америке, "рестораны быстрого питания" предназначены в первую очередь для того, чтобы дать возможность быстро и сравнительно дешево перекусить занятым работой небогатым людям. В России их роль иная: они являются местом проведения отдыха в приятной компании, выполняя, таким образом, функции обычных ресторанов. На это есть ряд причин. Во-первых, рестораны этого типа по российским меркам довольно дороги ($3-4), так что голодный, спешащий и ограниченный в средствах человек всегда найдет что-нибудь подешевле. Во-вторых, предлагаемые там блюда, вполне заурядные на Западе, для россиян во многом остаются экзотическими. В-третьих, сама атмосфера подобных заведений, которая тоже показалась бы самой обычной где-нибудь в Америке, для россиян, особенно молодых, представляется необычной и праздничной. Поэтому неудивительно, что большинство опрошенных студентов сказали, что ходят в рестораны быстрого питания в первую очередь для того, чтобы провести время с друзьями, и лишь 27% заявили, что главная причина их появления там -это вкусная еда. Для многих рестораны этого типа стали воплощением американской бытовой культуры, столь притягательной для многих. Для американцев "Макдональдс" - место где сидящие на пособии безработные поглощают нездоровую пищу, а вот для русских "Макдональдс" - это немного Америки".
Кроме ресторанов быстрого питания, главным блюдом в которых является гамбургер, есть заведения того же типа, но подороже, где предлагают в первую очередь пиццу. Пицца считается экзотическим лакомством, и в качестве такового стоит она немало, не менее $4-8. Это обычно удивляет приезжающих в Россию американцев и жителей Западной Европы, для которых это изделие итальянской кухни относится к числу самых дешевых и повседневных. В России же пиццерия - заведение дорогое, и по карману оно далеко не всем... Тем не менее, стремительный рост популярности пиццы очевиден.
Для семейного посещения в праздничные дни предназначен еще один тип западных ресторанов, - т.н. "семейный ресторан". Появились они более десяти лет назад, и популярность их быстро растет. Рестораны этого типа похожи на традиционные закусочные быстрого питания тем, что они также объединены в цепи со стандартными меню и центральной кухней, на которой изготавливаются необходимые полуфабрикаты. Однако выбор там много разнообразнее, вместо гамбургеров основными блюдами являются всяческие шницели и бифштексы, а также кушания итальянской или мексиканской кухни. В просторных и удобных залах "семейных ресторанов" приятно сидеть часами, на что они, собственно, и рассчитаны. Стандартное время обслуживания там существенно больше, чем в ресторанах быстрого питания (15 минут против 1-2 минут), но существенно меньше, чем в обычных ресторанах. Первая из сетей подобных "семейных ресторанов" - "Coco’s" появилась в 1988 г., за ней последовали "Т.О.I.Friday", "Panderosa" (с 1993 г.) и некоторые другие.
Еще одним специфическим видом ресторанов являются "шведские столы" (их обычно называют "буфеты"). Некоторые из этих шведских столов предлагают блюда корейской или японской кухни, но подавляющее их большинство носит смешанный характер при ориентации в целом, на западную кулинарию. Любопытно, что китайская кухня в подобных ресторанах почти не представлена, что вызвано ее, так сказать, "технологическими особенностями" - большинство китайских блюд должно подаваться на стол прямо с плиты и очень плохо переносит долгое хранение в подогретом виде, неизбежное в ресторанах такого типа. Шведские столы обычно очень дороги (10-25$), поэтому они, конечно, не служат местом повседневного питания. Деловые встречи там тоже назначают довольно редко, ибо большие, шумные, ярко освещенные залы подобных ресторанов создают обстановку, не очень подходящую для ведения серьезных разговоров. В то же время "шведские столы" - одно из самых популярных мест для проведения семейных или учрежденческих торжеств, или просто праздничных выходов "в люди" всей семьей.