Выход на биржу - рекламная IPO-акция
Светлана Федорова
Источник: журнал "Мое дело РЕСТОРАН", №9 сентябрь 2002 г.
Первичное размещение акций - Initial public offering (lPO) - первая открытая продажа акций компанией. Этот финансовый инструмент предоставляет возможность акционерам продать широкой публике все или часть своих акций по цене, более высокой, чем они заплатили в момент приобретения этих акций, до того как компания стала публичной, но, кроме того, IPO, по большому счету, это и большая, долгосрочная PR-акция.
Финансисты с иронией расшифровывают аббревиатуру IPO как "Immediate Profit Opportunities" (возможности немедленного получения прибыли). Более циничные наблюдатели говорят, что она означает "It’s Probably Overpriced" (цена на них. возможно, вздута).
На российском ресторанном рынке о своем намерении приобрести статус открытого акционерного общества заявили две компании - "Ростик Ресторантс Лимитед" и "Старлайт Девелоп-мент Оверсиз Лимитед". Осуществить выход на биржу они планируют через 2-3 года, в течение которых будут активно развиваться.
В 1998 году предполагалось, что "Ростик Ресторантс Лимитед" будет выведена на биржу в 2002 году. Финансовый кризис скорректировал планы, заставил отодвинуть их реализацию. Срок, который называет сегодня Валерия Силина. PR-менеджер компании "Росинтер Ресторантс", - 2004-05 год. К этому времени число ресторанов компании должно перевалить за полторы сотни точек. Сеть "Старлайт" предполагает увеличить количество точек до 40 (сегодня их 4). По словам управляющего партнера холдинга "Старлайт Девелопмент Оверсиз Лимитед" Олега Бардеева. чтобы сделать это быстро, компания в качестве одного из инструментов быстрого роста использует франчайзинг, то есть привлекает частных предпринимателей и их капитал для наращивания сети.
По пути на биржу
Активность российских компаний на фондовом рынке прежде всего ассоциируется с акциями энергетических и нефтяных компаний. И как замечают эксперты, недокапитализированный потребительский сектор России обладает мощным потенциалом в условиях нынешнего экономического роста: в развитых экономиках удельный вес компаний потребительского сектора в общей капитализации фондового рынка, как правило, превышает долю энергетических и нефтяных компаний. "Иностранные инвесторы устали от акций компаний нефтегазового комплекса и металлургической промышленности и интересуются потребительским сегментом, а также компаниями среднего размера с хорошей культурой корпоративного управления", - говорит Иван Губочкин, старший финансовый аналитик отдела корпоративных финансов компании KPMG.
Как считает Силина, конвертация активов в акции подходит ресторанным компаниям так же, как и любым другим. "Другое дело, что не каждая ресторанная компания может совершить прорыв на IPO, в силу того что не является достаточно крупной и ее параметры не соответствуют тем требованиям, которые позволяют выйти на фондовый рынок". - замечает она.
Выход на фондовый рынок требует определенного размера совокупного капитала, оборота, валового дохода, а также скорости возврата инвестиций,
эффективности всех объектов бизнеса, прозрачности компании, стоимости репутации и т.п. Каждая биржа выдвигает собственные условия к эмитентам - компаниям, которые размещают здесь свои акции. Как замечает Иван Губочкин, требования Нью-йоркской фондовой биржи более жесткие по сравнению с лондонской (и здесь поэтому "торгуется" почти вдвое больше иностранных игроков, чем на нью-йоркской), в то время как требования российской фондовой биржи - минимальны.
Чтобы "обкатать" новую структуру компании, изучить на практике технологии коммуникации с инвесторами, Иван Гу-бочкин рекомендует сначала российским рестораторам выйти на российский фондовый рынок. "Он для них более доступен и, возможно, как способ привлечения средств для дальнейшего развития не менее эффективен на данном этапе развития компаний. Это хороший плацдарм для первых маневров, для приобретения опыта общения с инвесторами, тем более, что до Нью-Йорка у них еще есть время. Да и бизнес лучше испытывать на малом поле. - говорит аналитик. - Если радужным планам по выходу капитала этих компаний на международные рынки и суждено сбыться, то наличие внутреннего вторичного ликвидного рынка акций компании в любом случае положительно воспринимается иностранными инвесторами".
"Стралайт" и "Росинтер" в качестве финансовой мекки выбрали Нью-Йорк. Свой интерес они объясняют историей бизнеса (обе компании имеют партнеров в США), а также живым спросом на акции со стороны американцев. "В США любая домохозяйка играет на бирже, - говорит Бар-деев. - Формировать собственный портфель акций и следить за тем. как он растет. - всеобщее увлечение". В России такого ажиотажа вокруг акций нет. Компаниям же интересно, чтобы их акции покупали.
На путь, ведущий к Нью-йоркской фондовой бирже, компании вступили, перейдя на ведение бухгалтерской отчетности по международным стандартам (СААР): "Старлайт" - семь, а "Росинтер" - пять лет назад. Они проводят аудит у западных компаний, чьи заключения признаются биржевым комитетом. И это только начало. "Сам процесс подготовки документов - мероприятие долгосрочное и достаточно затратное, - говорит Бардеев. - Чтобы получить доступ на западную биржу, необходимо минимум 5 лет до процедуры проводить аудиторскую проверку в одной из пяти крупных международных аудиторских компаний. Со всеми депозитами, брокерскими комиссиями и прочими выплатами стоимость процедуры выхода на биржу может составить от $500 тыс. до нескольких миллионов". Согласно статистике до окончательного этапа IPO доходит менее 40 процентов сделок. "Эта затея бессмысленна, если речь идет о стремлении привлечь, скажем, $20 млн., - считает Иван Губочкин. - Чтобы затраты - материальные и моральные - на выход на нью-йоркскую или лондонскую биржу были оправданны, надо говорить о сумме в несколько сотен миллионов долларов".
Амбициозным планам подчинен и весь бизнес: чтобы избежать "плохих" показателей, "Росинтер", например, закрыл T.G.I. Friday’s в торговом центре "Охотный ряд", уровень дохода в котором был ниже необходимых
показателей. Уже сейчас компания пытается представлять общественности, в числе которой и ее прямые конкуренты, информацию о своем развитии, в том числе годовом обороте ($55 млн. в 2000 году), стратегических планах развития через собственный сайт в Интернете.
Плюсы и минусы IPO
Buffets, Inc., американская ресторанная сеть, концепция которой основана на принципах шведского стола, - пример того, как через IPO компания получила хороший старт для дальнейшего развития. Это произошло в 1987 году, когда компания вышла на биржу и получила $7 млн. наличных от продажи акций. Вырученные деньги были использованы для экспансии на рынке. На тот же результат - получение денег - рассчитывает и "Росинтер". "Выход на Нью-йоркскую биржу даст компании новые инвестиционные возможности, а соответственно и увеличит темпы ее развития", - говорит Силина.
IPO дает владельцу возможность сделать активы ликвидными, то есть легко и быстро превратить ценные бумаги в наличные деньги, продать их по рыночной цене. Это обстоятельство, как отмечает Бардеев, дает доступ к банковским кредитам. "Акции закрытого акционерного общества обычно малопривлекательны для финансовых институтов, так как в этом случае оценить стоимость компании возможно только условно, -говорит Бардеев. - Поэтому банки обычно требуют более ликвидный залог, например недвижимость. Большинство рестораторов (в Москве, я думаю, около 90 процентов) недвижимость арендуют, поэтому рассчитывать на обеспеченные кредитные средства им не приходится". Кроме того, как замечает ресторатор, банку легче работать с компанией, чей бизнес прозрачен и прошел через отсеивающий слабых претендентов на эмиссию биржевой комитет.
В "Старлайте" кроме привлечения денег преследуют другие цели. "Приобретение компанией статуса открытого акционерного общества позволяет быстро оценить ее стоимость. - поясняет Бардеев. - Для владельцев это важно, когда есть желание или необходимость быстро выйти из бизнеса. Мы не стремимся к этому, но думаем, как это можно будет сделать когда-нибудь, и готовим для этого почву".
С точки зрения владельцев бизнеса, выход на биржу дает компании справедливую рыночную оценку ценным бумагам компании, позволяет оценить стоимость бизнеса, которая, как замечает Губочкин, у неликвидной компании на 20-30 процентов меньше реальной оценки экспертов. "Это своеобразная скидка за неликвидность". - поясняет он.
Однако большинство сделок по IPO не предполагает продажу пакета акций владельцев компании. Поэтому обогатиться после первичного размещения акций на бирже можно скорее на бумаге, чем на самом деле.
Преимущества статуса "публичный" можно извлечь и из другой плоскости - нематериальной. Выход на биржу часто служит внешним символом достижений компании, ее авторитета на рынке. "Сам факт выхода на биржу имеет положительный резонанс, - говорит Губочкин. - Это хорошая PR-акция". Компания, обыкновенные акции которой котируются на бирже, обращает на себя внимание не только частных инвесторов, но и инвестиционных банков, внимание других участников рынка и клиентов. Возможность приобрести обыкновенные акции может привлечь, удержать и мотивировать занимающий ключевые позиции персонал. Кроме всего прочего, каждый держатель акций ресторанной компании, наверняка, окажется в числе ее постоянных клиентов. Вероятность того, что постоянные клиенты выразят желание стать акционерами, также велика.
По выражению Бардеева, выход на биржу - это другой, "взрослый бизнес". "Это совершенно иные правила игры, абсолютно прозрачные бизнес-отношения, иной бизнес-этикет, согласно которому, например, любое слово из уст членов управления, любая пустяковая информация будут значимы для рынка, - говорит он. - Нам еще предстоит продумать, как строить отношения с минори-тарными акционерами: как поддерживать связь, как учитывать их взгляды на бизнес, как не допускать конфликтных ситуаций. Ведь какие-то повседневные вопросы управления ресторанами остаются в нашем ведении, а вопросы более общего характера попадут под их контроль".
Рестораторы и эксперты пока затрудняются прокомментировать последствия инициативы IPO: слишком долгая перспектива. Но все согласны в одном: российский ресторанный бизнес останется преимущественно территорией малого бизнеса. Выход на биржу необходим се-тевикам, которые оперируют большими суммами денег, чтобы поддерживать и развивать бизнес. Ресторанам семейного типа в будущем (пока, впрочем, весьма отдаленном) будет трудно конкурировать с гигантами, ведя переговоры об аренде помещений и о закупочной цене на продукты, но они будут сосуществовать, извлекая преимущества каждый на своем уровне.