Привязанность москвичей к фаст-фуду выдержит любые испытания
Евгения Обухова
Источник: "Время МН" , 14 августа 2002 г.
Недавно семь страдающих ожирением американцев подали в суд на рестораны быстрого питания, обвинив их в собственных болезнях. Повлияет ли этот скандал на предпочтения российских любителей "быстрой еды"?
Что вообще происходит на российском рынке предприятий быстрого питания?
Не роняйте качество
Все обвинения в плохом качестве еды "Макдоналдс" парирует просто: отвозит на комбинат в Солнцеве, где производит всю продукцию для своих российских ресторанов. Появившись в 1989 году на нашем непредсказуемом рынке, компания вложила 45 млн долларов в этот комплекс, чтобы обезопасить себя от неприятных неожиданностей и обеспечить продуктами тогда еще единственный ресторан. Теперь же линии по производству некоторых продуктов — маринованных огурцов, например, или сыра — "Макдоналдс" передал российским предприятиям. Как говорит директор по обеспечению продукцией перерабатывающе-распределительного комплекса "Макдоналдс" Борис Макаров, в принципе российские предприниматели ничем не отличаются от западных — работают всегда на высоком уровне.
Директор проекта "Ресторанный консалтинг", исполнительный директор консалтинговой компании "Асессор" Андрей Петраков, анализируя факторы успеха предприятий быстрого питания в России, соглашается с принципом "Макдоналдса":
— Главное — не терять качество. Наши специалисты работали в одном стационарном ресторане быстрого питания, куда было вложено много денег. Сначала он действовал успешно за счет хорошего маркетинга. Правильно была рассчитана категория потребителей — ресторан ориентировался на служащих близлежащих офисов, грамотно проведена рекламная кампания. Народ туда повалил, а через несколько месяцев ушел. Просто потому, что еда становилась все хуже и хуже. А восстановить репутацию уже сложнее.
О язвенниках подумать некому
На том же Маккомплексе в Солнцеве вся продукция проходит множество тестов на качество — Биг Мак, например, прежде чем попадает к покупателю, подвергается 98 проверкам. На комбинате говорят, что некоторые внутренние нормы "Макдоналдса" даже выше, чем санитарно-эпидемиологические нормы РФ: температура хранения мороженого мяса в блоках, например, не минус 10-12-, а минус 18-23-. Но дело не в качестве фаст-фуда, а в нем самом. Как влияет "быстрая еда", всякие хот-доги и бутерброды на наш желудок?
— Возьмем, например, "Ростик’с", — говорит гастроэнтеролог и диетолог Михаил Гурвич. — Там можно перекусить быстро, сравнительно недорого, хорошо приготовленными блюдами. В помещении хорошая вентиляция, относительно свежий воздух, и ругать этот "Ростик’с" у меня язык не поворачивается. Но вот если бы была альтернатива — столовая, где можно задешево съесть салатик или супчик молочный вермишелевый... Но об этом можно только мечтать. Сейчас выбора нет — или быть голодным, или воспользоваться услугами "Ростик’са". Для того, кто практически здоров и — счастливый! — даже не знает, где у него желудок или двенадцатиперстная кишка, фаст-фуд — хороший вариант. Но что касается человека с язвенной болезнью, холециститом, гастритом, панкреатитом, колитом — фаст-фуд не для него. Уж слишком много химии, как, впрочем, и во многих сортах вареной колбасы, и в кока-коле, и в лимонадах, и в ряде других продуктов. В ассортименте фаст-фуд речь идет о разных ароматизаторах, красителях, загустителях, консервантах. Поэтому, когда фаст-фуд используется как палочка-выручалочка, он безвреден. А когда изо дня в день — избави Бог! Правда, создатели системы быстрого питания и не объявляли, что открывают диетические столовые.
К слову, на Маккомплексе все 530 сотрудников питаются в собственной столовой, где в меню постоянно супы, каши и прочие обычные блюда. Макаров объясняет, что если кормить всех рабочих продуктами "Макдоналдса", придется строить рядом ресторан. Сам же директор по обеспечению продукцией заверяет, что все двенадцать лет, что работает в компании, завтракает, обедает и ужинает только пищей "Макдоналдса", и ничего, все в порядке — главное, соблюдать принцип сбалансированности питания.
Однако статистика — вещь неумолимая: половина москвичей, как утверждает Гурвич, "дружит" с гастритом. Тем не менее правительство Москвы предпочло затеять провальный проект "Русского бистро", а не воссоздать в столице сеть диетических столовых. Хотя, считает Петраков, пользоваться успехом они не будут: нет пока у населения привычки заботиться о своем здоровье.
— Люди не уйдут из "Макдоналдса", — уверяет он. — Даже несмотря на этот странный судебный иск в США (можно предположить, что это просто действия конкурентов). Должно существенно измениться материальное положение достаточно большого слоя потребителей, прежде чем они перейдут от потребности съесть что-нибудь недорогое, но сытное в течение рабочего дня к потребности управлять своим здоровьем с помощью пищи.
Согласна с ним и директор по связям с общественностью корпорации "Ростик груп" (сеть ресторанов "Ростик’c", "Патио Пицца", "Планета суши", T.G.I.Fridays и др.) Валерия Силина:
— Судебные иски, разговоры о вреде фаст-фуда никак не повлияли на количество наших посетителей и, думаю, не повлияют. Более того, могу привести пример: когда в Европе была очень сложная ситуация с ящуром, у нас клиентов не убавилось. Кроме того, хочу заметить, что рестораны "Ростик’c" — это предприятия быстрого обслуживания, а не быстрого питания.
Фаст-фуда будет больше
Рынок предприятий быстрого питания в России, как выясняется, еще до конца не поделен и даже не освоен. Если брать количество точек, то у нас сейчас 80 ресторанов "Макдоналдс", а в Германии их около 1000. И в сегменте так называемых стационаров, и в сегменте автотонаров ("Теремок — русские блины", "Крошка-картошка") еще есть место. Другое дело, что занять его пока никто не торопится. Например, у компании KFC, которая могла бы составить конкуренцию "Ростик’су" (ее специфика — также фаст-фуд из курицы), дела пока не идут. Руководство компании предпочитает занимать выжидательную позицию.
Один ресторан быстрого питания работает гораздо хуже, чем сеть, которая начинается с 6-8 точек. Но открыть стационар — дело очень непростое. Выжидательная позиция связана с большими рисками — объясняет Андрей Анатольевич. — Это и отсутствие у российских потребителей привычки к пище, которую традиционно предлагают зарубежные фаст-фуды, и низкая покупательная способность населения, и, конечно же, административные барьеры. По оценкам международных экспертов, за последние полгода количество проверок коммерческих предприятий в России резко увеличилось, предприятия общественного питания — не исключение. В принципе при желании 90% заведений быстрого питания можно закрыть в любой момент: при существующих нормативах без нарушений практически невозможно обойтись, а если все их соблюсти, есть шанс не открыться никогда. В Москве большие сложности с помещениями, особенно подходящими для объектов общепита. Возникает огромный комплекс проблем с лицензиями, разрешениями, согласованиями.
В самом деле, согласно санитарным нормам и правилам, кафе с числом мест до 50 должно иметь зал не меньше 50 квадратных метров, а общую площадь — 220.
У автотонаров свои проблемы — их правительство города ставит во все более жесткие условия. Поэтому и "Теремок", и "Крошка-картошка", и "Стоп топ" постоянно пытаются открыть стационары. Но это удовольствие стоит не менее 500 тыс. долларов за точку.
Сейчас ежемесячный оборот всего общественного питания в столице, по данным правительства Москвы, исчисляется 2,8 млрд рублей (для сравнения: на декабрь 2001-го он составлял 2,5 млрд рублей). Если не случится кризиса, рынок фаст-фуда будет расти и дальше — спрос, уверена замдиректора по связям с общественностью "Макдоналдса" Светлана Полякова, далеко не удовлетворен даже в Москве, не говоря уже о регионах. Это подтверждают и слова Силиной о том, что успешные автотонары "Крошки-картошки" и "Русских блинов" не составили "Ростик’су" сколько-нибудь заметной конкуренции, так как у них свой формат бизнеса, следовательно, и своя ниша. В планах обеих этих сетей — прирастать очень большими темпами. Но никто не берется ответить на вопрос, у кого больше шансов завоевать российских любителей фаст-фуда — у зарубежных компаний, которые не всегда готовы рисковать, или у наших, которым не всегда хватает инвестиций.