Районная кофейня. Жителям окраин негде выпить кофе.
Анна Людковская
Источник: "Ведомости".
Сейчас в Москве работает около 100 кофеен. Для сравнения: в Нью-Йорке только в сети Starbucks - 327 заведении. По оценкам специалистов, даже в пределах Садового кольца рынок заполнен не более чем на 10%. Любая кофейня в центре обречена на успех. "В кофейню ходят скоротать полчаса между встречами, назначают свидания, заходят во время прогулки. Такие встречи, как правило, назначают в центре, - объясняет Анна Ширяева, генеральный директор риэлторской компании "Магазин магазинов", специализирующейся на торговых помещениях.
Однако у "центральных" кофеен есть и минусы. Например, посещаемость сильно зависит от погоды. "Маловероятно, что, несмотря на снег или град, человек намеренно в воскресенье поедет в центр", - рассуждает Виталий Прохоров, консультант компании Restcon. (*)
Но предприниматели пока не идут в спальные районы. "Кофейня где-нибудь в центре получает неограниченное количество посетителей, которых можно привлечь благодаря рекламе, а районная кофейня привязана к числу местных жителей", - объясняет Константин Бамбуркин. владелец компании ’’Алло! Пицца", занимающейся производством и доставкой пиццы в одном из районов Москвы.
Но этот недостаток может, напротив, обеспечить успех кофейне, уверяют специалисты. В отличие от центра с его нестабильной публикой на окраине всегда можно рассчитывать на постоянных клиентов - жителей близлежащих домов. Они с удовольствием будут ходить сюда завтракать. По опыту предпринимателей утренняя выручка в кофейне может составлять 20-30% от дневных продаж В будний день здесь будут сидеть нянечки и домохозяйки с детьми. А в выходные - те, кому не захочется ради кофе и чиз-кейка ехать в центр города,
К тому же кофейня на окраине потребует меньшего стартового капитала. По словам Игоря Журавлева, гендиректора сети ’’Кофемания". аренда помещения обойдется примерно на 30%, а покупка - в несколько раз дешевле: стоимость подходящих для кофеен площадей, которая в центре доходит до $10 000 за 1 кв. м. на окраине составляет в среднем всего $2000-3000. Кроме того, здесь нет дефицита площадей, так осложняющего жизнь многим компаниям, работающим в центре. Другие расходы практически не зависят от месторасположения. Мебель и оборудование обойдутся минимум в $1О 000, кондитерский цех -в $12 000-15 000.
Перспективность "районного" рынка подтверждает опыт сетевых компаний общепита, которые уже решились выйти за пределы Садового кольца. Например, в ресторан "Якитория" в Новых Черемушках постоянно стоит очередь. "Многие помещения [в спальных районах] заняты залами с игровыми автоматами. - рассуждает Виталий Прохоров. - Раз люди играют, неужели они не будут ходить пить кофе?"
Правда, если заведение открывается не в крупном торговом центре, придется позаботиться о том, чтобы местные жители узнали о его существовании, а значит, неизбежны расходы на рекламу.
Специалисты отмечают, что в спальных районах кофейни следует открывать в местах большого скопления людей: по соседству с кинотеатрами и торговыми центрами. Но выбирать место нужно осторожно. Желательно проанализировать уровень доходов местных жителей. Для этого можно, например, подсчитать количество дорогих и дешевых автомобилей рядом с местом предполагаемой кофейни
Но все рассчитать удастся не всегда даже крупным компаниям. Например, "Кофе Хауз" в "Рамсторе" на Каширском шоссе балансирует на грани рентабельности. Владелец этой сети Тимур Хайрутдинов затрудняется объяснить причину. Возможно, просто местные жители еще не привыкли к этой форме общепита. В кофейном бизнесе некоторые вещи вообще не поддаются точному анализу. К примеру. Игорю Журавлеву время от времени предлагают помещения рядом с метро "Спортивная". Однако он всегда от них отказывается. "Кофейня подразумевает определенную ауру. - объясняет он. - А ее сложно создать в таком районе".