Эксресс-доставка готовой еды: успеть занять рынок
Ольга Громова
Источник: журнал "Трюфель", №1 июнь 2003
С НАЧАЛА 2003 ГОДА ОДНОВРЕМЕННО НЕСКОЛЬКО КОМПАНИЙ ЗАГОВОРИЛИ О РОСТЕ СПРОСА НА УСЛУГИ ПО ДОСТАВКЕ ГОТОВЫХ БЛЮД И ОБЪЯВИЛИ О СВОИХ ПЛАНАХ ПО ОСВОЕНИЮ ЭТОГО СЕГМЕНТА РЫНКА.
Эксперты оценивают оборот российского рынка доставки готовых блюд в S50 млн. По мнению Руслана Раджапо-ва. директора по стратегическому планированию компании "Руспа" (торговая марка delive.ru), реальный оборот рынка (без учета организации обедов в офисах) через 1-1,5 года будет вдвое больше.
Общее число компаний, оказывающих услуги по доставке готовых блюд, около 500 в Москве, однако операторов, играющих заметную роль и планирующих развивать это направление, - не более 30. Условно все компании, работающие на рынке, можно разделить на 3 категории: предприятия, специализирующиеся на доставке готовой еды и имеющие полный производственный цикл - от собственной кухни до службы доставки ("Джеке", "Доминос", "Транспицца" и др.); классические рестораны, развивающие доставку ("Ноев Ковчег", "Ки-Ка-Ку", сеть "Якитория" и др.); фирмы, оказывающие посреднические услуги по доставке еды (delive.ru, "Ресторанное такси").
- Потребность в подобной услуге назрела давно. Об этом говорят данные, которые мы получали от наших гостей, - говорит Сергей Кондаков, директор по маркетингу компании "Росинтер Ре-сторантс". - Однако мы считаем, что лишь сейчас появились предпосылки для успешного продвижения услуг по доставке готовой еды. Мы работаем для среднего класса. И отметили, что в последнее время заметно увеличилось число людей, которые могут позволить себе посещать наши рестораны и предприятия быстрого обслуживания. Именно для этой аудитории мы создаем новую услугу.
В планах "Росинтера Ресторантс" довести долю доставки готовых блюд до 5% в общем объеме продаж компании к концу 2003 года.
Энтони Уолкер, заместитель генерального директора компании "Бра-зерс и Компания" по развитию, строительству и маркетингу (торговая марка "Сбарро"), оценивает привлекательность сегмента доставки как очень высокую. "Сейчас мы планируем увеличить число ресторанов, занимающихся доставкой, чтобы охватить как можно большее количество потребителей, -рассказывает Энтони Уолкер. - Уровень конкуренции пока низкий, нужно захватывать рынок. До конца 2003 года под маркой "Сбарро" откроются 20 новых ресторанов. Сейчас из 26 действующих ресторанов доставка готовых блюд налажена в 9, один из них, на Тверской-Ямской работает только на доставку и take-away".
- Рынок экспресс-доставки готовой еды активно развивается, но говорить о его насыщении пока не приходится, -комментирует ситуацию Аркадий Глазов, директор по маркетингу компании "Джеке". - Думаю, что серьезной конкуренции не будет еще в течение трех лет. Но уже можно говорить о выделении услуг по доставке готовой еды в отдельный сегмент индустрии питания.
КЕЙТЕРИНГ В РОССИИ:ЭТАПЫ ПУТИ
- За последние 2 года на рынке наметилась тенденция к диверсификации бизнеса, - говорит Аркадий Глазов. - Рестораны и ресторанные сети организуют свои службы доставки или заключают договоры с курьерскими компаниями или таксопарками. Рестораны выездного обслуживания, прежде занимавшиеся исключительно организацией фуршетов и банкетов, начинают предлагать обеды в офис с доставкой, открывают стационарные столовые в бизнес-центрах. Развиваются кейтеринговые компании.
Компания "Джеке" начинала свой бизнес в обычной московской квартире. Первыми клиентами были корреспонденты иностранных агентств и иностранные граждане, приехавшие на работу в столицу России. Выбор целевой аудитории был сделан удачно, и компания развивалась.
По словам Александра Гринева, генерального директора компании "ПИЦЦА фабрика", свое первое кафе компания открыла, не имея опыта работы в индустрии питания, для того чтобы занять имевшееся свободное помещение. После открытия третьего кафе занялась доставкой. В начале 2003 года компания приняла решение о глобальной реконструкции своего бизнеса, который теперь полностью должен быть ориентирован на доставку пиццы.
Основа ассортимента предприятий по доставке - полуфабрикаты высокой степени готовности, как правило, поступают в пункты доставки с централизованного производства.
Кроме компаний, специализирующихся до доставке готовых блюд, классические рестораны также демонстрируют динамику роста этой услуги. По данным компании "Про-Инвест Консалтинг", наиболее высоких темпов роста достигла услуга по доставке блюд национальной кухни.
- Мы активно развиваем доставку блюд и уходить с этого рынка не собираемся, - отметила Наталья Тремасова, генеральный директор ресторана "Ноев Ковчег". - С начала 2002 года мы открыли свой сайт в Интернете, таким образом, наши клиенты могут сделать заказ в режиме реального времени. Нами разработано специальное меню доставки, насчитывающее более 70 блюд, не теряющих при транспортировке своих вкусовых качеств и внешнего вида.
Рентабельность услуги по доставке во многом определяется суммой чека. Некоторые компании пытаются влиять на эту величину, другие не считают это возможным.
По словам Натальи Тремасовой, развитие услуги по доставке в ресторане началось с удовлетворения просьб постоянных клиентов, которые хотели получить привычную еду в праздничные дни или выходные.
- Число заказов по доставке блюд возросло, однако мы не стремимся ставить услугу на поток, - говорит Наталья Тремасова. - Это индивидуальная работа с каждым клиентом, мы готовы вносить изменения в меню, предложить комплимент от шеф-повара. Так складываются доверительные отношения с каждым клиентом, что делает невозможным устанавливать ограничения при заказе блюд из ресторана на дом.
Совместный проект компаний "Росинтер Ресторантс" и "Русла" по бесплатной доставке готовых блюд из предприятий "Росинтер Ресторантс" предусматривает установление минимальной суммы заказа. Минимальная сумма заказа из ресторанов колеблется от 699 рублей (рестораны "Патио Пицца") до 999 рублей ("Планета Суши"). Для заказов еды из "Ростикса" это значение составляет 599 рублей.
- Эта цена ниже предела нашей себестоимости, но мы сознательно идем на такой шаг для привлечения большего числа клиентов, - говорит Руслан Раджапов. - Если сегодня нашему клиенту понравится сервис, то завтра он вполне может вновь воспользоваться нашей услугой, сделав заказ на более значительную сумму.
Открыть свой бизнес по производству и доставке готовых блюд несложно, говорят участники рынка. По разным оценкам, первоначальные инвестиции могут составить $60-100 тыс. в зависимости от масштаба бизнеса. Годовая доходность бизнеса, по расчетам специалистов "Росинтер Ресторантс", составит около 15%.
По мнению Сергея Кондакова, примерная структура основных затрат при организации самостоятельной компании может выглядеть следующим образом: покупка и обслуживание автомобилей, например типа "Ока" (если на Западе доставка готовой еды осуществляется преимущественно на мотоциклах, то в большинстве регионов России из-за климатических особенностей и санитарных требований подобный вариант не может быть использован), оплата труда операторов, принимающих звонки, курьеров, административного аппарата, униформа, оборудование. Плюс затраты на продвижение услуги. Срок окупаемости подобной компании зависит от структуры предложения, известности торговой марки, качества блюд и напитков, уровня сервиса, а следовательно, оборота. В любом случае, данный период составит не менее двух лет.
- Организовать этот бизнес легко, достаточно нанять женщину, умеющую вкусно готовить, и нескольких курьеров, - говорит Аркадий Глазов. - Однако для развития этого бизнеса необходимо видеть перспективы и быть готовым к росту. Главный капитал компании - это клиенты. Идя навстречу пожеланиям наших клиентов, мы открывали для себя новые возможности, расширяли меню, дополняли ассортимент услуг организацией корпоративных обедов, с 2001 года занялись выездными банкетами, недавно приступили к поставкам замороженных полуфабрикатов собственного производства.
До сих пор компании специализировались преимущественно на доставке пиццы и организации обедов в офисах. По словам Энтони Уолкера, в обозримой перспективе не только вырастет число услуг по доставке пиццы, но и расширится ассортимент - гамбургеры, китайская еда и т.д.
НОВЫЙ СОЮЗ - РЕСТОРАН И ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ
Доставка еды из ресторанов силами транспортных компаний как совместный бизнес зародилась сравнительно недавно. Среди наиболее известных торговых марок: delive.ru и "Ресторанное такси".
Обычно комиссионное вознаграждение компаний, занимающихся развозкой еды из ресторанов, составляет 30-35%. Обязательное условие их работы - равномерная загрузка заказами на протяжении рабочего времени.
- До заключения соглашения с "Росинтер Ресторантс" мы работали одновременно с несколькими ресторанами, - рассказывает Руслан Раждапов. - Однако эти заведения не рассматривали доставку как стратегически важный бизнес. Нашей задачей было найти компанию, обеспечивающую качественную еду и готовую инвестировать в этот бизнес, чтобы вывести его на более значительные масштабы.
Компания "Ресторанное такси" предлагает меню 18 ресторанов и заявляет о намерении и впредь увеличивать число ресторанов среди своих клиентов.
По словам Виталия Верховцева, брэнд-менеджера компании "Ресторанное такси", задача специализированных компаний - построить свою работу таким образом, чтобы она оказалась незаменимой для ресторанов. Так, компания выпускает собственный журнал "Меню Ресторанного Такси", где публикуются меню ресторанов.
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА
Эксперты уверены, что для жизнеспособного бизнеса необходимо создавать структуру со всеми соответствующими элементами большого бизнеса: системой логистики, униформой, автопарком, профессиональным, обученным штатом сотрудников, активным и удобным в использовании веб-сайтом, клиентским отделом, маркетологами. При серьезном подходе размер инвестиций возрастает и срок их возврата вырастает до нескольких лет.
- Необходимо учитывать, что инвесторы будут заинтересованы в бизнесе, имеющем достаточный масштаб операций, - говорит Стивен Макаров, аналитик компании "Про-Инвест Консалтинг". - В данном случае это логистика. Поэтому можно говорить об инвестиционной привлекательности сетей по доставке готовых блюд, а не отдельных небольших предприятий.
По мнению Руслана Раджапова, в случае серьезного подхода к построению бизнеса необходимо задуматься о создании торговой марки, с которой у покупателя будут отождествляться качество услуг и весь продуктовый ряд, предлагаемый компанией.
Сегодня можно говорить о стандартизации услуг по доставке, регламентирующей время доставки еды, наличие расширенного меню (в том числе для поставщиков пиццы), дополнительных услуг, системы скидок.
- Доставка пиццы предусматривает, что клиент получит продукт горячим, быстро, водитель будет в спецодежде, машина с фирменным знаком компании, - говорит Александр Гринев. - Некоторые компании строят свой бизнес, используя привлеченный автопарк. Сегодня не редки случаи, когда курьер фирмы голосует на дороге с готовой пиццей, чтобы отвезти ее клиенту. Компании с таким уровнем сервиса просуществуют 2-3 года, до тех пор пока лидеры рынка не откроют центры доставки в большинстве районов Москвы.
Практически все лидирующие компании рынка отметили в интервью журналу "Трюфель" свою готовность к открытию центров доставки во всех районах Москвы в ближайшие 1-2 года. Производственная база для обеспечения точек полуфабрикатами готовится уже сегодня. Например, "ПИЦЦА фабрика" втрое увеличивает производственные площади центрального производства. Компания "Джеке" в ближайшее время намерена открыть вторую кухню-склад, площадь которой без учета подсобных помещений составит 120 кв. метров.
Наличие собственной клиентской базы служит показателем профессионального подхода к ведению бизнеса. Работа с клиентской базой (адрес, телефон, вкусовые предпочтения, частота заказа) позволяет сократить время принятия заказа у постоянных клиентов компании, а также оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Одной из главных и наиболее объективных проблем развития кейтеринговых компаний остается дефицит свободных торговых площадей.
- На рынке практически отсутствуют свободные помещения от 80 до 120 кв. метров, форматов, наиболее подходящих для открытия пиццерий, - рассказывает Александр Гринев.- Компании вынуждены нести существенные расходы по строительству точек или производить ремонт, оснащая помещение необходимыми коммуникациями.
Одной из наиболее динамично развивающихся услуг остается доставка обедов в офисы.
По данным компании "Бризоль". одного из основных участников рынка кейтеринговых услуг, услугами по доставке обедов в офис воспользовались хотя бы раз около трети московских компаний. Примерно в 27% столичных офисов питание сотрудников (организованное или самостоятельное) оплачивается компанией. В то же время 20% компаний-заказчиков из организовавших питание для своего персонала выбирают оператора сами, однако плата за обеды вычитается из зарплаты сотрудников.
По данным компании "Джеке", стабильно высоким спросом ПОЛЬЗУЮТСЯ услуги по доставке обедов в нижней ценовой категории (в пределах 100 рублей). Это направление деятельности обеспечивает фирмам по доставке готовой еды до 85% прибыли.
Чтобы организовать такой бизнес, достаточно инвестиций в размере $5-10 тыс. Этой суммы будет вполне достаточно для закупки продуктов, минимального набора оборудования, организации логистики и найма персонала, осуществляющего прямые продажи.
По информации Андрея Петракова. руководителя проекта RestCon консалтинговой компании "АСЕССОР", чаще всего благополучие поставщиков обедов в офис строится на работе с крупными зарубежными компаниями, контракт на работу с которыми они приобретают по итогам участия в тендере Многие стационарные кафе пытаются также практиковать доставку обедов. Но эти игроки зачастую не знают всех тонкостей системы и технологии обслуживания, поэтому нередко сотрудничество быстро заканчивается.
По мнению Тамары Решетниковой, директора по маркетингу и продажам компании "Бризоль", будущее по доставке обедов в офис за крупными кеп-теринговыми операторами. Большие производственные мощности, отработанные технологии, высокий профессиональный уровень персонала, ориентированность на клиента, собственная служба доставки позволяют крупным операторам контролировать издержки и предлагать клиенту широкий ассортимент за умеренные деньги. И с ростом конкуренции они вытеснят маленькие компании.