Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

В выгодном свете. Освещение в ресторане.

Роман Хохлов

Источник: "Ресторанные ведомости", №9 2003 г.

В поисках путей, идеально способствующих увеличению посещаемости заведений и росту их доходов, зачастую упускается из виду, что наиболее эффективным вариантом является создание световой концепции. Только за счет профессионально подобранного комплекта оборудования и грамотно поставленного освещения удастся продемонстрировать все плюсы заведения в наиболее выгодном свете.

Цели и задачи

Грамотно поставленный ин-терьерный свет является мощным дизайнерским инструментом, способным сыграть значительную роль в создании определенного эмоционального настроя и сказаться на улучшении восприятия заведения в сознании посетителей, поскольку обязательно несет психологическую составляющую.

В результате удачно реализованного светового решения можно добиться невероятных результатов. Главное - придерживаться некоторых простых, но очень важных правил. В первую очередь следует избегать слишком ярких, слепящих потоков искусственного света. Помимо того, что это негативно влияет на зрение, так еще и не позволяет посетителям сконцентрировать внимание на меню и окружающей обстановке. В итоге невольно появляется фактор дискомфорта и желание поскорее покинуть данное заведение. Другая крайность - слабое освещение - вызывает усталость, ухудшает адаптационные свойства организма и рассеивает внимание посетителей, не позволяя им сосредоточиться на деталях и быстро сделать заказ. Ничего хорошего не получится и с постоянно дрожащим или мигающим освещением, которое также будет утомлять и раздражать клиентов. Чтобы избежать подобных казусов, следует исходить из основополагающей задачи освещения, в соответствии с которой оно призвано в первую очередь обеспечивать максимально комфортную обстановку с достаточным уровнем яркости света в зонах обслуживания посетителей.

В зависимости от функционального назначения специалисты различают несколько "световых" подходов. Для получения в помещении единого светового фона, при котором поток света, имеющий неизменное направление, создает равномерную освещенность всего пространства, используется общее освещение. Для реализации этого подхода применяются встроенные потолочные или подвесные светильники, подбирая мощность которых можно эффективно управлять световым потоком, приглушая его или рассеивая в зависимости от целей, которые ставит перед собой заведение. Например, в точках фаст-фуда, работающих по принципу высокой проходимости, зачастую предпочтение отдается наиболее яркому варианту общей освещенности, особо не располагающему к неспешной трапезе. Понятно, что подобные "световые" приемы недопустимы в концептуальных кафе или ресторанах высокой кухни. Здесь, наоборот, приветствуются все светооформительские тонкости, способствующие созданию комфортной и уютной обстановки, - от светильников с темными плафонами до вариантов "ужин при свечах". Подобная атмосфера прекрасно способствует неторопливой беседе и продолжительному чревоугодию, благоприятно отражающемуся на доходах заведения.

Иные цели достигаются при помощи локального освещения, благодаря которому можно грамотно смоделировать пространство и с помощью правильно расставленных световых акцентов эффективно провести зони-рование помещений. Подобное камерное освещение должно также способствовать комфортному прочтению меню и при этом не искажать цвет пищи. Наиболее простым вариантом создания романтической обстановки в небольших заведениях является использование над каждым из столиков подвесных светильников с прямым световым потоком. В этом случае у посетителей создается ощущение уединенности и комфорта, что, безусловно, будет ими учтено в дальнейшем при выборе подходящего места для трапезы. Несколько иных задач удается добиться за счет акцентного освещения, позволяющего эффектно выделить из общей картины элементы декора интерьера, включая лепнину на потолках, фактуру напольного покрытия или рельефный рисунок обоев, а также правильно расставить визуальные акценты. Обычно в заведениях стараются добиться того, чтобы функциональное и декоративное освещение гармонично дополняли друг друга.


Контрастные игры

Структурировать пространство в заведениях помогает целый спектр разнообразных светильников, предназначенных для создания определенных световых нюансов. С помощью подвесных моделей, фокусирующих внимание на конкретных объектах, можно добиться эффекта камерности и интимности обстановки. Настенные светильники могут выступать как в качестве элементов интерьера, разграничивающих пространство помещения, так и в роли световых источников, выгодно подчеркивающих декор стен. Также в этом качестве используются светильники с декоративным эффектом, в которых благодаря дихроичным светофильтрам происходит разложение светового потока на несколько цветовых составляющих, и в итоге удается получить целую гамму насыщенных сочных цветов.

Большое значение при выборе источников света имеют и размеры помещений. Для залов с высокими потолками предпочтение лучше отдать красивым люстрам. В противном случае выбор стоит остановить на потолочных светильниках, с помощью которых можно визуально расширить помещение и которые идеально подходят для встраивания в подвесные потолки.

Нередко в заведениях делают скрытую боковую подсветку за фальшстенами, создающую необычный эффект увеличения пространства. Конструктивные изъяны также можно поставить на службу имиджу заведения. Например, эффектно оформить колонну, а в ее основание вмонтировать светильники, идеально подчеркивающие объемность и многоплановость интерьерных деталей. Напольный вариант встраивания светильников прекрасно способствует разграничению пространства и созданию комфортных, но не строго изолированных территорий. При этом можно акцентировать внимание посетителей на наиболее интересных для заведения объектах. Например, выложить своеобразную световую дорожку до бара, тем самым невольно подталкивая клиентов в нужном направлении. Идеальным приемом по созданию уютной "домашней" обстановки является установка на столиках ламп с изящно оформленными абажурами. Не менее интересного светового эффекта можно добиться за счет использования ультрафиолетовых светильников. Их применяют не только для декоративной подсветки небольших помещений, но и для получения эффекта флюоресценции ряда интерьерных объектов: картин, написанных ультрафиолетовой краской, искусственных цветов и пр.

В некоторых заведениях стал практиковаться монтаж различных по своему функциональному назначению световых приборов вдоль специальной осветительной шины, укрепляемой к потолку. В этом случае каждую группу приборов удается акцентировать на освещение определенных участков пространства или создание необходимого светового эффекта. Понятно, что в этом случае эстетичность оформления приносится в жертву функциональной необходимости. Зато "мобильность" приборов, которые удается свободно перемещать вдоль конструкции, а также широкие возможности по быстрой корректировке углов наклона создают безграничное поле деятельности для реализации самых смелых дизайнерских фантазий. Ярким примером реализации такого минималистского "светового" подхода служит ресторан японской и китайской кухни "Япона мама", в котором ряд смонтированных на шинах светильников-прожекторов идеально гармонирует с интерьером, оформленным в стиле хай-тек.


Световой инструментарий

Реализовать широкий спектр световых задумок удается при помощи целого ряда световых приборов, созданных на люминесцентных, галогенных, металлогалогенных и светодиодных источниках света, пришедших на смену устаревшим традиционным лампам накаливания. В основе конструкции галогенных ламп лежит принцип нагрева металлической нити в среде инертного газа с добавлением галогенов. Такие лампы обладают идеальной светопередачей, направленным световым потоком и невысокой стоимостью. Однако небольшой срок службы этих световых источников может свести на нет ожидаемую при их использовании экономию средств. Наиболее энергосберегающим типом являются металлогалогенные лампы, активно использующиеся для направленного концентрированного освещения, поскольку обладают гораздо более мощным световым потоком. Люминесцентные лампы способны равномерно рассеивать свет, спектр которого близок к дневному, и при этом абсолютно не утомляют зрение. Отсутствие спирали накаливания существенно продлевает срок службы этих источников света. Правда, к их особенностям относятся наличие мерцающего света и некоторое искажение цветопередачи. Гораздо более перспективной является светодиодная технология освещения, поскольку большой срок службы и малое энергопотребление этих источников позволяют говорить о практически безграничном эксплуатационном ресурсе. Их массовому распространению мешает лишь довольно высокая стоимость.

В зависимости от реализуемых задач определенный источник света используется для каждой разновидности световых приборов. В основе их работы лежит один из трех способов реализации цветовой картины. Наиболее простой из них достигается за счет применения стандартных светофильтров. Более совершенные световые картины получаются при использовании приборов с синтезом цвета. Синтез осуществляется по одному из двух принципов: смешение (CMY) или наложение (RGB) цветов. Несмотря на более низкую стоимость приборов, работающих по методу RGB, на их широкое использование накладывается существенное ограничение. Они не подходят для проецирования цветовых картинок на неровные поверхности. В этом случае получается разноцветное искаженное отражение, создающее с точки зрения визуализации неприятное ощущение для глаз.

В качестве примера интеллектуального встраиваемого прибора, в котором управляемая смена цвета осуществляется посредством восьми заменяемых дихроичных светофильтров, можно привести Alien 05 (от компании Martin), построенный на галогенной лампе. С его помощью можно реализовывать акцентное освещение архитектурных элементов помещений. Манипулируя со скоростью смены цветов и меняя интенсивность освещения, дизайнер может создавать оригинальные световые решения, получая широкую палитру оттенков. Alien 05 дает симметричный луч с размытым контуром. При наличии отдельных кабин в ресторанах можно путем установки прибора в потолок создавать в ограниченном объеме неповторимую атмосферу, идеально способствующую поднятию жизненного тонуса. Но даже при размещении в общем зале можно за счет встраивания прибора в прозрачные столешницы или боковые основания получить красиво подсвеченные столики с индивидуальной цветовой гаммой. Вмонтированный в потолок прибор способен дать локальную контрастную подсветку столика, создав иллюзию уединенности и интимности. Такой прием позволит посетителям почувствовать индивидуальный подход к своему обслуживанию, что подстегнет их в дальнейшем вновь прийти в это заведение.

Гораздо больше возможностей для локальной подсветки дает прибор Alien 02 на газоразрядной лампе с функцией синтеза цвета, позволяющий получить порядка 16 млн. комбинаций цветовых оттенков. Благодаря использованию Alien 02 можно создать программируемый интерьерный свет с неограниченной палитрой оттенков, теней и насыщенности.

Нередко заказчики хотят не просто сделать рядовую подсветку интерьера, а получить определенную световую "изюминку", добавляющую в интерьер фактор динамики. В этих целях на стены и потолок проецируются какие-нибудь рисунки, логотипы, фирменные знаки, эмблемы и даже индивидуальные сообщения. В частности, неплохо подойдет прибор с полным вращением корпуса Martin MiniMAC Maestro, где в качестве светового источника применяется металлогалогенная лампа. В этот прибор можно установить любое изображение в виде гобо-трафарета и спроецировать его на поверхность потолка, пола или стены.

Поскольку на многих предприятиях общепита стараются создать праздничную атмосферу и для этого прибегают к организации выступлений артистов и проведению различных развлекательных мероприятий, то для получения оптимального светового оформления в ресторанах или клубах используют несколько приборов, дающих различные эффекты.

Для панорамной заливки светом всего объема помещения или эффектной подсветки сцены применяют мощные прожектора. Их менее мощные компактные аналоги, например, модель "Пинспот", выдающую длинный и узкий столб света, оборудуют для точечной подсветки баров и отдельных столиков.

К разряду интеллектуальной техники относятся прожектора с автоматизированной сменой цветов - колорченджеры, окрашивающие сценическое пространство или зону танцпола световыми лучами в соответствии с заданной программой или в такт музыке, по сигналам встроенного в них микрофона. Благодаря используемой в этих приборах системе смешения цветов удается получать бесконечное количество цветовых вариаций плюс множество дополнительных оттенков. Ко-лорченджер преимущественно используют для светового обрамления действий на сцене и локальной подсветки выделенной зоны, например, танцпола.

Безграничные возможности по созданию динамичной полифонии света и цвета в заведении предоставляют сканирующие приборы, к которым относятся "вращающиеся головы" (motorhead), с полной зоной охвата объемов помещений и более ограниченные в движении универсальные сканеры с системой линз и цветовых фильтров.

Для оживления обстановки и придания ей некоторого налета таинственности идеально подходят стробоскопы, создающие эффект пробега по залу белых или цветных ярких вспышек. Однако наиболее впечатляющего декоративного освещения можно добиться с помощью лазерного оборудования. В этом случае на специально подготовленных гладких светлых стенах в помещениях или на клубах белого дыма, выпускаемого в воздух специальными машинами, лазерными лучами рисуются причудливые световые картины.

Для создания фонового эффекта в целях декорирования любых помещений без побочной засветки зала подходит прибор "Пинхэд", представляющий собой шар с множеством отверстий, через которые проецируются тонкие лучи белого света, вращающиеся по кругу и создающие ощущение медленного вращения зала.

Технические возможности каждого из приборов накладывают некоторые ограничения по их размещению. Так, поскольку сканеры обладают меньшей степенью подвижности луча, чем вращающаяся голова ,их обычно устанавливают по периметру площадки, чтобы они смогли эффективно работать только на центр помещения. Что касается motorhead, то их зачастую располагают ближе к центру помещения для того, чтобы максимально полно продемонстрировать все возможности этих приборов.


Путь к компромиссу

Для создания конкретных светотехнических задач заведениям потребуется прибегнуть к услугам дизайнеров, которые смогут в соответствии с пожеланиями и финансовыми возможностями заказчика выбрать наиболее подходящий вариант светового оформления интерьера. Для того чтобы гармонично сформировать целостный по стилистике интерьер, создав в нем уютную атмосферу в сочетании с новаторским дизайном, специалисты должны хорошо разбираться в свойствах фактур декоративных и отделочных материалов, а также учитывать планировочные особенности помещений, "национальную" специфику и стиль заведения. Сделав проект по световой концепции ресторана или клуба нередко даже с уже указанным типом, мощностью и расположением светильников, дизайнер представляет его в компанию, которая будет непосредственно заниматься претворением его в реальность.

- В спектр решаемых нашими специалистами вопросов входит определение оптимальной комплектации заведения необходимым световым оборудованием, включая подбор типов ламп и приборов, место и способ их установки и крепления. Зачастую приходится исходить из уже существующих технических ограничений, например, чтобы не превысить максимально допустимую мощность. Нередки случаи, когда дизайнерские решения оказываются настолько надуманны, что для их реализации бывает невозможно подобрать необходимый набор аппаратуры. В такой ситуации специалисту, занимающемуся инсталляцией, приходится давать свои рекомендации по использованию конкретного типа световой техники. Также не стоит упускать из виду, что чем сложнее и запутаннее окажется система организации освещения, тем более широкий спектр приборов по созданию световых эффектов придется закладывать на стадии проектирования. Это в свою очередь может ощутимо удорожить проект. А поскольку зачастую заказчик выделяет ограниченный бюджет под "световые" нужды, то приходится в первую очередь отталкиваться именно от него, - отмечает Владимир Баси-ев, менеджер по проектам компании IBERI.

Специалисты утверждают, что не существует стандартных приемов при реализации световых инсталляций. Для каждого интерьера приходится искать свое, сугубо индивидуальное решение. Причем, для того чтобы грамотно провести инсталляцию на основе проекта, составленного дизайнером, специалистам по свету необходимо уловить нюансы интерьера и найти оптимальный вариант для реализации световой концепции. Нельзя устанавливать световую аппаратуру в диссонанс общему стилистическому решению, характеризующему внутреннюю атмосферу заведения.

Помимо этого периодически приходится сталкиваться с рядом непредвиденных проблем. Например, заказчик ставит задачу создать за пределами каждого столика иллюзию абсолютного мрака, но при этом сделать световую картину в зоне расположения посетителей приглушенных, мягких тонов. Для того чтобы оптимально подчеркнуть контрастность светового ряда, идеально подходят приборы с остро направленным лучом. Однако поскольку яркий луч дает только хорошую локальную подсветку, но не придает свету "теплоты", последний приходится фильтровать, что в свою очередь сказывается на снижении светосилы луча. Поэтому в поисках идеального светового компромисса специалисты зачастую встают перед решением целого спектра побочных вопросов. И чем сложнее оказывается объект, тем больше смекалки и эрудиции приходится проявлять "световикам".

Ярким примером безграничной дизайнерской фантазии является планирующийся к открытию ресторанный комплекс, в котором специалисты компании А&Т Trade сейчас занимаются проведением световой инсталляции. Владельцы комплекса пошли по довольно нестандартному пути, поставив перед дизайнером цель создать в интерьере своего заведения атмосферу джунглей с достаточно реалистичными эффектами. В качестве элементов интерьера здесь решили использовать различные имитации гротов, водопадов и скалистых стен. Перед специалистами по свету поставили целый ряд довольно непростых задач. Например, за счет замаскированной подсветки выгодно подчеркнуть структуру и рельеф тропических деревьев, для того чтобы у посетителей сложилось впечатление относительно их естественного происхождения. Или для сделанной под потолком имитации тесно переплетенных лиан и веток деревьев подобрать специальные светильники для создания иллюзии солнечных лучей, пробивающихся сквозь листву. Кроме того, для большей натуралистичности картины специалистам пришлось с помощью световых и звуковых приборов изобразить буйство стихии со вспышками молнии и громовыми раскатами. А для VIP-зоны за счет применения волоконной оптики потребовалось воплощать иллюзию звездного неба с имитацией цветовой гаммы мерцающих звезд. С целью придания сказочности и нереальности атмосферы пришлось использовать УФ-светильники, эффектно подчеркивающие различные оттенки цвета.

Понятно, что в прямой зависимости от объема и сложности работ находятся и сроки их исполнения.

- Обычно процесс инсталляции светового оборудования занимает в среднем две недели. Хотя в этом вопросе многое зависит от уровня сложности объекта. Традиционно львиная доля времени приходится на процедуру технической проработки проекта.

Стоимость инсталляции зависит от объема выполняемых работ. Одно дело, когда здание еще только планируется построить. В этом случае в проектную документацию можно изначально заложить все необходимые данные для монтажа светового оборудования. Когда же помещение готово и отделочные работы в нем уже давно проведены, перед нами ставится гораздо более сложная задача. Ведь в процессе инсталляции придется тщательно следить за тем, чтобы не повредить отделку помещения. Особенно это актуально для небольших ресторанчиков, созданных со своей отделочной спецификой (витражи, лепнина). В этом случае стоимость инсталляции может существенно превзойти затраты на световую технику. При работе с нуля расходы на инсталляцию могут составить до 20 процентов от стоимости оборудования. Хотя это довольно условная цифра. На самом деле, когда установлен перечень приборов и определены места для их расположения, мы называем заказчикам более конкретные суммы, подсчитываемые нами в зависимости от реальной трудоемкости монтажных работ. Для более экономичного варианта мы можем предложить нашим заказчикам провести так называемый шеф-монтаж. В соответствии с ним мы только берем на себя разработку технической документации, подключение оборудования и проведение пусконаладочных работ. А работы по монтажу кабелей и разводке электрики в соответствии с нашими требованиями непосредственно осуществляют другие специалисты, - отмечает Андрей Маляр, руководитель направления "Свет" компании А&Т Trade.


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Выставка Сочи-экспо. Ресторанный Олимп.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты