Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Некоторые для работы сайта, используются рекламными службами, соцсетеями и т.п. Согласен или Покинуть сайт
Кафе, ресторан, отель, магазин, пищевое производство. Открытие, проектирование и сопровождение.

Сети заняли 30% рынка Москвы

Ольга Громова

Источник: журнал "Трюфель", №8 август 2004

Темпы роста сетевых проектов в этом году продолжают увеличиваться. Ведущие игроки оптимизируют бизнес-процессы и готовятся к освоению смежных географических территорий. Серьезные планы по строительству сетей в индустрии питания имеют и крупные розничные компании.

Интенсивное развитие сетей в индустрии питания стало заметно в середине прошлого года. Тогда в интервью журналу "Трюфель" (№4/2003, сентябрь) практически все крупные сетевые операторы заявили об удвоении числа своих предприятий, с оговоркой, что их планы могут быть скорректированы дефицитом площадей и ограниченным кадровым ресурсом.

Компания "Росинтер Ресто-рантс" приводит данные исследования маркетингового агентства Interactive research group, согласно которому в июне 2003 года число предприятий общественного питания в Москве (не считая небольших заведений, кафе и буфетов на вокзалах, в учебных заведениях, музеях) составляло 2550. В июне нынешнего года (по данным другой маркетинговой компании - Ipsos) этот показатель был равен 3 тыс., причем 30% из них (а это 900 предприятий) пришлось на сетевые проекты.

По мнению Мераба Елашвили, председателя совета директоров и владельца компании "Бразерс и К", владеющей торговой маркой "Сбарро" на территории России, ежегодные темпы роста сетевого ресторанного бизнеса составляют 20-25%, и эта тенденция сохранится в ближайшие 3 года. "Московский сетевой рынок и тем более сетевой бизнес в масштабе России динамично развиваются, имея огромный потенциал", - заявил он.

- До сих пор рост сетей происходил за счет Москвы, но теперь ситуация меняется, - рассказывает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. - Региональные сетевики активизировались. При этом их стратегия развития не ограничивается одним городом: многие региональные рестораторы намерены осваивать смежные регионы. С организацией и развитием сетей связано не менее 30% предложений о разработке новых проектов, которые поступают в нашу компанию.

По мнению генерального директора сети "Кофемания" Игоря Журавлева, сетевой ресторанный бизнес переживает сегодня организационные изменения, связанные с централизацией технологических и бизнес-процессов, унификацией ассортимента, отлаживанием системы контроля за качеством блюд и напитков во всех предприятиях сети.

- Все понимают, что в ближайшее десятилетие рынок будет интенсивно развиваться и готовятся занимать места, пока они есть, - отмечает Николай Михайлов, генеральный директор компании "Ветэрра", объединяющей 10 заведений разного формата (ресторан португальской кухни "Дон Пери", кофейня "Дольче Моменто", "Панчо-Пицца" с мексиканской и итальянской кухней и лицензионный "Ростик с"). - Мы считаем, что схема развития индустрии питания в России будет аналогична той, что сложилась в США, где доминирующая доля рынка принадлежит сетевым компаниям. Мы планируем расширять существующее производство, открыть собственный склад и управляющий офис. Все эти действия будут направлены на оптимизацию расходов и схемы управления сетевым бизнесом. В стратегических планах - открытие в течение 3 лет 50 ресторанов. Упрочив свое положение на ресторанном рынке, мы намерены заниматься продажей франшизы на свои марки.

- До настоящего момента сетевые компании открывали точки там, где находили место, аналогичная ситуация складывалась с производственными и складскими помещениями, - говорит генеральный директор группы компаний "Крошка-Картошка" Андрей Конончук.
-Необходимость сосредоточить технологические и управленческие ресурсы в одном месте назрела в разных компаниях в разное время, но многие занялись этим сейчас. Три наших подразделения расположены в разных частях Москвы, и мы сегодня занимаемся строительством комплекса в подмосковных Химках.

Над расширением своего производства работают сети "Кофемания" и "Кофе Хауз".


ПОЧУВСТВУЙТЕ РОЗНИЦУ

Российская ндустрия питания давно ждет экспансии мировых брэн-дов. Однако еще раньше могут прийти крупные сетевые игроки из других секторов экономики, в первую очередь розничные компании.

- Очевидно, ресторанный рынок оценивается аналитиками этих компаний как перспективный и заслуживающий того уровня риска, который всегда сопровождает любое начинание, - считает Андрей Петраков. - Имеющиеся в их распоряжении ресурсы, а главное, опыт создания сетей и управления ими, дают возможность быстро развиваться одновременно в нескольких направлениях.

Вячеслав Журавов, управляющий директор "АЛЛ Групп" и директор группы стратегического консалтинга компании BBPG, считает, что рост сетевого бизнеса в индустрии питания будет интенсивным, и его привлекательность для инвесторов уже сейчас практически сравнялась с сетевым розничным.

- Для брэндов в сетевом бизнесе характерна зонтичность. Когда компания имеет налаженную логистику, систему дистрибьюции, команду профессионалов, то наиболее логичным путем развития для нее становится выход в смежные сферы сетевого бизнеса, - говорит директор департамента маркетинга и аналитических исследований компании "Русские торговые сети" Иван Подкова. - В будущем сетевым ресторанным бизнесом, возможно, займутся кинотеатры, автозаправки и т.д.

Впрочем индустрия питания, в свою очередь, может взять много полезного для себя у розничных сетей.

- Ресторанные сети позаимствуют у розницы систему управления и отчетности, управление логистикой, займутся организацией собственного производства и развитием системы лояльности клиентов, -считает Вячеслав Журавов.

По мнению независимого эксперта розничного сетевого рынка Олега Гвоздика, ресторанным сетям потребуется осознать необходимость открытости и наличия финансовой прозрачности, того, к чему розничный бизнес уже приходит: "Этого требует современная этика ведения бизнеса, к тому же это позволяет привлечь инвестиции для развития или подготовить сеть к возможной продаже".

В преддверии экспансии инвестиций в сегмент HoReCa из смежных сфер экономики участники рынка озаботились усилением своих позиций.

Председатель совета директоров компании "Маркой" Сергей Шихарев планирует к сентябрю этого года провести ребрэндинг сети "Стоп Топ" на "СтардоНз". Таким образом компания намерена выделить основной продукт концепции - хот-доги среди аналогичных на рынке, подчеркнув тем самым, что предлагает высококачественные сэндвичи.

"Маркой" расширяет сетевое направление, в связи с чем приобрела франшизу на марку КФС и сейчас работает над открытием под этой маркой первой точки, которое состоится в начале будущего года. В ближайшие 5 лет будут открыты 20 КФС в Москве. "Мы намерены плотно заниматься сетевым бизнесом, в том числе планируем еще одну концепцию на основе сэндвичей, - рассказывает Сергей Шихарев. - И в данный момент пытаемся решить, какой путь для нас наиболее оптимален: создание собственных марок или покупка франшизы известной зарубежной марки.

Еще одна тенденция последнего времени - объединение нескольких заведений одного ресторатора в единый холдинг. Среди новых примеров - появление на рынке компании "Арпиком" Михаила Зельмана, компании "Ветэрра" Николая Михайлова и холдинга Романа Рожни-ковского, который до этого открывал гастрономические рестораны.

Однако по мнению Якова Пака, маркетингового директора компании "Идеальная чашка" - одного из лидеров рынка Санкт-Петербурга, ресторанные холдинги и сети -это пока разный бизнес: "Холдинги не готовы реализовать яркие сетевые концепции и предоставить им автономию, необходимую для успешного, интенсивного развития. Поэтому сети будут открываться предпринимателями, имеющими именно сетевой опыт".

Пока сети пытаются занимать места, и, по оценкам Романа Рожниковского, конкуренция между сетевыми брэндами "слабая и неагрессивная", но со временем лидировать будут компании, которые предпринимают усилия для развития своих брэндов сейчас.


КУДА ПОЙТИ ОТКРЫТЬСЯ

По мнению Андрея Петракова, уже в 2005 году столичные компании, желающие осваивать перспективные региональные рынки, могут столкнуться с реальной конкуренцией, которая потребует от них очень гибкого подхода в каждом городе.

Не всегда успешные сетевые проекты в Москве оказываются востребованными в других местах.

- Выход в регионы часто экономически не оправдан, - считает Андрей Конончук, компания которого развивается на условиях франчайзинга в Сочи, Н. Новгороде, Сургуте, Казани и на условиях совместного управления в Санкт-Петербурге и Киеве. Уровень доходов населения уступает московскому, а себестоимость нашей услуги не может быть ниже, иногда она там оказывается даже выше. Самой главной проблемой для столичных сетевиков в регионах становится поиск продуктов приемлемого качества. В такой ситуации у местных сетевых концепций позиции более сильные.

Тем не менее очевидно, что сетевые операторы будут развиваться не только на своей "исконной" территории. Пока лучше всего технологии отработаны у московских и санкт-петербургских операторов.

По мнению президента компании "Монтана-Кофе" Александра Малчика, регионам потребуется время на разработку технологий для тиражирования концепций даже при наличии управленцев, располагающих опытом работы в зарубежных компаниях. "Ожидать прихода региональных сетевых марок в Москву раньше чем через 3-4 года не стоит", - считает он.


Семинар Как открыть крафтовую бургерную. RestCon


Дизайн-проект городского кафе

Дизайн-проект городского кафе

Описание проекта >>

Информация

Разместить объявление »

Реклама


Компания Практика.
Яндекс.Метрика
домой Напишите нам письмо about
Открыть  кофейню, кондитерскую, булочную, пекарню. restcon.ru
Открыть  пиццерию. Пакет документов, сопровождение открытия. restcon.ru

Голосование

Калькулятор инвестиций в кофейню-кондитерскую restcon.ru

Контакты