Если вы приняли решение создавать ресторан «с нуля»
А.А. Петраков
Основной отправной точкой в открытии ресторана, если Вы уже определились с суммой инвестиций, может стать либо концепция будущего ресторана, либо помещение, под которое в последствии разрабатывается концепция.
С концепции обычно начинают либо профессионалы ресторанного бизнеса, развивающие сеть ресторанов, либо - рестораторы имеющие определенные предпочтения.
Если Вы являетесь новичком в ресторанном бизнесе, и у Вас нет предпочтений, то можно начать с помещения и очень общей идеи.
Открытие ресторана - дело весьма хлопотное и ответственное. Помощь профессиональных консультантов ресторанного бизнеса может понадобиться и новичкам и профессионалам-рестораторам, если они хотят сэкономить свое время, или у них нет на примете специалистов, которым можно было бы поручить открытие и раскрутку.
Чтобы открыть и заставить работать на Вас с полной отдачей Ваш ресторан мы:
- разработаем концепцию ресторана
- придумаем и зарегистрируем торговую марку (название и логотип)
- зарегистрируем предприятие
- поможем найти подходящее помещение
- разработаем оптимальную схему покупки помещения
- зарегистрируем договор аренды или право собственности на помещение
- разработаем эскиз оптимальной планировки помещения
- разработаем дизайн помещения и проведем ремонт
- решим вопросы с вентиляцией и кондиционированием
- разработаем проект перепланировки помещения и зарегистрируем перепланировку. Узаконим несанкционированные перепланировки
- получим для вас все необходимые разрешения и согласования
- выберем кухню и рекомендуем шеф-повара
- разработаем меню и режим работы заведения
- подберем оборудование и построим технологические линии
- разработаем штатное расписание
- подберем и обучим персонал
- подберем оптимальных поставщиков, в том числе предоставляющих товарный кредит
- разработаем и воплотим программу "раскрутки" ресторана
- разработаем методы продвижения ресторана (PR, реклама, промоушен-акции)
- а также проконсультируем Вас по любому из выше перечисленных пунктов.
Обычно на подготовку к открытию ресторана затрачивается около 6 месяцев, все это время консультанты РестКон сопровождают и курируют каждый этап подготовки. Курирование может продолжаться и в дальнейшем, до момента выхода ресторана на плановую мощность.
Вообще, профессиональное курирование полезно и давно работающим ресторанам - консультанты могут обеспечить "свежий взгляд", которого так порой не хватает людям, находящимся "внутри" Вашего бизнеса. Консультант заметит расколовшуюся плитку в клиентском туалете, подскажет как оживить интерьер или освежить меню.
В ресторанном деле не бывает мелочей, мы знаем о них все.
Стоимость изготовления проекта зависит от объема планируемых перепланировок (будут ли затронуты коммуникации, капитальные стены и пр.) В среднем, стоимость работ на проектирование составляет $10-20 за квадратный метр площади. При больших площадях, как правило, предоставляются скидки. Изготовят проект: МОСЖИЛНИИПРЕКТ, МОСПРОЕКТ, ОРГСТРОЙНИИПРОЕКТ.
После этого, проект необходимо согласовать в следующих органах:
- АРХИТЕКТУРА;
- СЭС;
- Госпожнадзор;
- ДЕЗ;
- Мосжилинспекция;
- Газовая инспекция;
Кроме того, необходимо получить согласие соседей (как физических, так и юридических лиц).
(в зависимости от места расположения, объема перепланировок и статуса объекта перечень согласований может меняться)
В среднем, согласование в каждой инстанции растягивается на месяц. Перечень документов – примерно такой же, только добавляется собственно проект. Некоторые согласования (например СЭС и Госпожнадзор можно получать параллельно).
После получения всех необходимых согласований, документы поступают на межведомственную комиссию (МВК) в Управу (в зависимости от объема и сложности перепланировок в процессе согласований могут участвовать МВК префектуры и городская МВК).
После принятия положительного решения МВК и утверждения его префектурой можно приступить к осуществлению перепланировки в соответствии с согласованным проектом (На практике возможно согласование уже существующей перепланировки).
После окончания строительных работ, необходимо подписать акты ввода в эксплуатацию, подтверждающие соответствие проведенных перепланировок проекту.
После этого, необходимо зафиксировать проведенную перепланировку в органах Бюро технической инвентаризации (БТИ).
Незаконные перепланировки, ненадлежащее оформление договоров аренды и прав собственности выявляются Госгоринспекцией. Размер штрафов доходит до 40 000 рублей.
Далее необходимо внести изменения в Свидетельство на право собственности, и договора аренды, заключенные на перепланированных площадях (в Москомрегистрации).
Стоимость услуг сторонних организаций по согласованию перепланировок составляет от $2000. Суммы официальных пошлин и сборов – зависят от площадей и сложности (в среднем, порядок общей суммы – $1000.
Стоимость услуг по регистрации договоров аренды, прав собственности и внесение изменений в записи ЕГРП – от $150 (ориентировочный перечень необходимых документов вы можете посмотреть ЗДЕСЬ). Размеры госпошлин зависят от площади занимаемых помещений и, в среднем, составляют 2-3 тысячи рублей.
После того, как решен комплекс вопросов, связанных с оформлением необходимых документов на помещение, нужно начинать процесс получения необходимых лицензий и разрешений, а именно:
- Лицензия на розничную реализацию алкогольной продукции (необходимый перечень документов и этапы согласований вы можете найти ЗДЕСЬ)
- Разрешение на общепит (необходимый перечень документов и этапы согласований вы можете найти ЗДЕСЬ)
- Санпаспорт на помещение (санпаспорт может быть уже получен собственником помещения)
- Дез-журнал
Стоимость наших услуг по получению всего комплекса необходимых согласований (включая СЭС, Госпожнадзор и т.д.), получение лицензии и разрешения на общепит (с оплатой госпошлин и т.п.) зависит от каждого конкретного случая и в среднем может составить порядка $2000. Соответственно, вы можете заказать всю работу или только часть.
Незаконные перепланировки, ненадлежащее оформление договоров аренды и прав собственности выявляются Госгоринспекцией. Размер штрафов доходит до 40 000 рублей.
Параллельно с проведением строительных работ и регистрацией прав собственности необходимо получить комплекс разрешений и изготовить вывеску и другие элементы внешнего оформления ресторана. Вывеска над входом является обязательной (требование московских властей). На нее необходимо получить разрешение и оплатить необходимые госпошлины. Средняя стоимость услуг сторонних организаций по согласованию вывески составляет $200. Бланк паспорта рекламного места, где будут проставлены соответствующие согласования можно получить в государственном территориальном агентстве соответствующего округа. Любая наружная реклама должна быть зарегистрирована. Поэтому, если вы оформляете витрины, устанавливаете штендеры, вешаете панель-кронштейны, предварительно вам необходимо оформить паспорт рекламного места и оплатить необходимые согласования. Штрафы за ненадлежащее оформление рекламы накладываются органами АТИ (административно-техническая инспекция) или специальной инспекцией по делам рекламы.
Как только вы определились с планировкой помещения и получили согласованный МВК проект, можно планировать закупку и установку оборудования, заниматься вопросами подбора персонала и другими организационными вопросами.
Вопрос оборудования очень важный.
Технология производства пищи постоянно совершенствуется. Появляется новое, более экономичное, современное оборудование, позволяющее готовить пищу быстрее, сохраняя максимум полезных свойств, позволяет дольше хранить ее в товарном виде, создавая возможности готовить «заранее». Новое современное оборудование в целом оптимизирует работу по обслуживанию клиентов, позволяет обслуживать быстрее, качественнее. Следовательно, это одно из ваших конкурентных преимуществ.
Тем не менее, нужно помнить, что существует несколько подходов к формированию комплекса оборудования. Например, многие придерживаются мнения, что необходимо сохранить традиции домашней кухни, используя возможности традиционного оборудования.
К современным видам оборудования можно отнести следующее:
- Микроволновые печи
- Индукционные плиты
- Вакуумное оборудование
- Печи низкой температуры
- Пароконвектоматы
- И другие.
Организаций, поставляющих оборудование и сопутствующие материалы для ресторанов, кафе, баров и других точек общепита достаточно много. Достаточно приобрести «Все поставщики вашего ресторана. Справочник ресторатора», выпущенный «Издательство Жигульского» в 2000 г., в котором содержаться данные по различным разделам.
Как правило, поставщики по отдельному запросу готовы осуществить доставку, монтаж и обучение персонала, которому придется работать на этом оборудовании. Некоторые из них могут осуществить доставку не только по Москве, но и по всей России.
Не менее важным вопросом после оборудования является вопрос автоматизации ресторана. А именно, автоматизация бухгалтерского учета (наиболее популярное программное обеспечение - 1С), а также комплексная автоматизация бизнес - процессов, происходящих в ресторане. Необходимо учитывать следующее: процесс автоматизации это не только специальное программное обеспечение, установленное на стандартных компьютерах. Автоматизацию можно использовать для организации видеонаблюдения, учета складских запасов и товарных остатков, управление световыми эффектами, в том числе при выступлении музыкальных коллективов. В систему автоматизации можно включить и такое оборудование, как (пока достаточно экзотическое для нашей страны) пейджеры для официантов, переносные терминалы приема заказов и т.д.