Сравнительный анализ тенденций развития индустрии питания в Москве и регионах
Андрей Петраков
Текст доклада на пленарном заседании III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНГРЕССА РЕСТОРАТОРОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ
Конгресс проходил 25-26 октября 2002 года в Москве, в отеле "Holiday-Inn"
Фонд "Лучшие рестораны XXI века"
Клуб рестораторов "Золотой журавль"
Общая ситуация на ресторанном рынке Москвы и России. Приходится проводить именно такое деление, поскольку Москва для России действительно совершенно уникальное во всех отношениях явление. Здесь сосредоточены финансы, инвестиции, профессиональные кадры, учебные заведения. Здесь самые высокие зарплаты в стране. Это самый большой по численности город страны.
Основу хозяйства составляет торговля и сфера услуг, в которую включается и общественное питание. Уровень развития этих секторов экономики напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране или, как в случае с Москвой, в отдельно взятом регионе. В принципе, даже не совсем верно рассматривать региональный рынок в сравнении с Москвой. Регионы у нас тоже настолько разные, что иногда практически невозможно проводить какие-то общие параллели.
Экономика любой страны проходит определенные стадии развития.
Одна из важнейших функций ресторанной на ранней стадии развития ресторанного рынка это в первую очередь статусность, в дальнейшем, ей на смену приходит большая утилитарность и дифференцированность. Иными словами, первые рестораны перестройки создавались явно с учетом интересов и ориентировались на вполне определенную клиентуру – представителей «дикого бизнеса», криминализированных структур, редких сотрудников иностранных компаний, оперирующих на российском рынке, небольшую прослойка сотрудников российских предприятий с высокими доходами. Тогда среди них на общем фоне резко выделялись банковские работники. Такая ситуация была характерна как для Москвы, так и для российских регионов в период где-то до 1995-1997 годов.
Далее, перед кризисом 1998 года и после него ресторанный рынок начинает приобретать более цивилизованные черты, которые выражаются в первую очередь в осознании ресторанной услуги как более утилитарной и направленной на удовлетворение потребностей в еде и просто приятном времяпрепровождении.
Такая ситуация становится возможной, когда начинает формироваться достаточно значительная прослойка людей, способных оплатить посещение ресторана. Это то, что принято называть средним классом.
Как только ресторанная услуга становится массовой, она приобретает более демократичные черты. Иначе говоря, из статусной она становится более обыденной, и если не повседневной, то по крайней мере поход ресторан перестает быть событием, торжественным мероприятием.
Если говорить собственно о различиях регионального ресторанного рынка, то необходимо учитывать, что регионы сами по себе очень неоднородны. Явно выделяются регионы так или иначе связанные с нефте-газо-добычей и некоторыми другими сырьевыми отраслями. В них ресторанный рынок имеет достаточно высокое развитие, поскольку уровень доходов проживающих в этих регионах способствует появлению все новых объектов ресторанного бизнеса.
Необходимо также отметить пограничные регионы, где явно ощущается влияние сопредельных государств. Недорогие китайские рестораны во Владивостоке и Хабаровске, в Калининграде доминирует европейский стиль. В калининградской области, которая является далеко не самым благополучным с экономической точки зрения регионом ресторанный рынок можно отнести к весьма развитым секторам. Очевидно, что проблема посетителей и качества обслуживания в значительной степени решается благодаря тесным контактам с европейским странами и потоку въездного туризма.
Емкость московского и регионального ресторанного рынка
Сколько-нибудь достоверных данных по емкости как московского так и российского ресторанного рынка нет. Уже хотя бы потому, что неизвестно точное количество ресторанов. Более-менее присутствует информация по некоторым сегментам ресторанного рынка. Таким, например, как предприятия фаст-фуд или кофейни в Москве.
Теперь перейдем к рассмотрению рынка предприятий быстрого питания.
Точных данных по количеству точек фаст-фуд, работающих на российском рынке также нет. Ориентировочно рынок оценивается примерно в 30 тысяч передвижных кафе быстрого питания. По некоторым оценкам, в Москве порядка 3000 точек колесного фаст-фуда, причем из них порядка 300 принадлежат различным сетям. Но по нашим оценкам на самом деле сетям принадлежит больше точек и процесс концентрации будет продолжаться. Действительно, фаст-фуды все-таки в большей степени сетевой продукт. О чем свидетельствует появление большого количества динамично развивающихся сетей на рынке. Особенно в этом преуспела столица. Здесь присутствуют фаст-фуды практически любого направления. Блинные, пельменные, пирожковые, куры-гриль, гамбургеры и прочие. Как на основе мобильных кафе, так и стационарные.
Отечественные сети колесного фаст-фуда работают достаточно успешно. Многие из них уже освоили московский рынок и выдвигаются в регионы.
Крупнейшие московские сети фаст-фуда это Стефф (сейчас это марка Стоп Топ), Крошка-картошка, Русские блины, Пирожки из печи, Товарищество Пирогов и Караваев, Обжора. Это колесные сети.
Название сети |
Год начала работы в России |
Стоп-Топ (Стефф) |
1993 |
Крошка-картошка |
1997 |
Теремок |
1998 |
Обжора |
2000 |
Товарищество Е.В.Пирогов и С.А.Караваева |
1998 |
Пирожки из печи |
1999 |
Ням-Ням |
1999 |
Средний чек в колесных кафе составляет от 20 до 50 рублей
В стационарных заведениях он заметно выше – начинается примерно с 80-ти рублей.
Оборот одной мобильной точки в день составляет от 200 до 500 долларов (колесный фаст-фуд). Дневной оборот стационарного фаст-фуда в среднем составляет порядка $3000. Но опять же многое зависит от конкретного места расположения региона, популярности заведения.
Тенденции по рынку колесного фаст-фуда
Как в Москве, так и в регионах со временем будет происходить процесс концентрации точек быстрого питания. Очевидно, что в Москве он будет происходить раньше и этот процесс уже начался. Если говорить о регионах, то во многих из них колесный, да и стационарный фаст-фуд вообще не развит. Причем в некоторых он начинает активно развиваться, а в других, скорее всего так и не получит массового развития.
Концентрация фаст-фуда
Очевидно, что и в Москве и в регионах со временем индивидуальные колесные фаст-фуды будут вытесняться сетевыми компаниями.
У региональных кампаний, организующих сетевой фаст-фуд, есть ряд серьезных преимуществ перед московскими сетями. В первую очередь это как правило такой неэкономический способ как возможность задействовать административный ресурс. На административные сложности входа в регион жалуются многие московские компании. И вопрос взаимоотношений с властью очень часто является основным преимуществом в конкурентной борьбе.
Если говорить о присутствии московского колесного фаст-фуда в регионах,то были замечены такие марки, как Стоп Топ (Стефф), Крошка-картошка, Товарищество Пирогов и Караваев, Пирожки из печи, Ням-Ням.
По той информации, которую мы получаем, многие регионы заинтересованы в организации сетей фаст-фуда. С начала года проявляли заинтересованность такие города, как Челябинск, Тольятти, Воронеж, Рязанская область и ряд других. Это там, где в первую очередь идет речь об организации колесного фаст-фуда.
Стационарный фаст-фуд. Колесные сети организуют стационары
Если возвращаться к теме стационарного фаст-фуда, то поимо компаний, которые изначально организовывали свою деятельность именно на открытии ресторанов, то в последнее время к ним стали добавляться стационарные рестораны, открываемые на базе уже существующих колесных сетей. Например, появились стационарные рестораны Стоп-Топ (Стефф) и Крошка-картошка.
Основные стационарные сети фаст-фуд
К известным московским стационарным фаст-фудовским ресторанам в первую очередь следует отнести Макдоналдс, Ростикс, Pizza Sbarro, Русское бистро и некоторые другие. Причем Макдоналдс и Ростикс имеют достаточно разветвленную сеть своих ресторанов не только в столице, но уже освоили регионы. Причем имеют как свои собственные рестораны, так и открываемые на условиях франчайзинга.
Однако московские стационарные сети фаст-фуд – не единственные, кто активно пробивается на региональные рынки. Там успели сформироваться и свои стационарные сети. Например, сеть ресторанов быстрого питания Сильвер Фуд в Кемерово.
Название сети |
Год начала работы в России |
McDonald’s |
1990 |
Subway |
1994 |
Ростикс |
1993 |
Pizza Sbarro |
1997 |
Русское бистро |
1995 |
Достаточно интересной является динамика запросов регионального бизнеса в отношении Москвы и запросов представителей столичного бизнеса в отношении регионов. Наблюдается довольно интересная тенденция: явно прослеживается желание столичного бизнеса выходить на регионы с проектами, связанными с организацией точек и в первую очередь сетей фас-фуд. В обратном же направлении наблюдается иная тенденция. Если представители регионального бизнеса и стремятся открывать предприятия общественного питания в Москве, то в первую очередь это относится ко объектам именно ресторанного направления. И зачастую, рестораны открываются в высоком ценовом сегменте.
Очень интересным, перспективным и динамичным сегментом ресторанного рынка в настоящий момент является рынок кофеен.
С одной стороны, это явление новое как для столицы так и для большинства регионов. Однако первые кофейни появились в России достаточно давно. И в первую очередь в Санкт-Петербурге и Калининграде. То есть в городах, так или иначе приближенных к Европе, где существует большой поток иностранных туристов. Вообще, кофейни пришли к нам из Европы. По принятой отечественной классификации баров кофейни, которые организованы в Москве и других городах ни что иное как кофе-бары.
Позиционирование кофейни. Услуги кофейни.
Просто кофейни позиционируют себя иначе – а именно, как новый элемент культуры – как демократичное универсальное заведение, с приятной атмосферой, в чем-то романтичное, в разное время суток удовлетворяющее те или иные потребности посетителей. Предполагается, что в утренние часы в кофейне можно позавтракать, днем там будут обедать, назначать встречи, ожидать, вечером приятно проводить время за чашечкой кофе и десертом. Кофейни относительно молодое явление и еще не получило широкого распространения, хотя в ближайшие несколько лет ожидается очень быстрый рост этого сектора ресторанного рынка. Если сейчас объем услуг, оказывемых кофейнями по Москве оценивается примерно в $10 млн, хотя по некоторым расчетам он больше как минимум в два раза, то уже через пять лет ожидают десятикратного роста только московского рынка. Сетевые кофейни замечены пока только в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме того, есть кофейни, представленные пока в единичном исполнении, но в их планах – очень быстрое развитие уже как в этом году, так и в ближайшем будущем. То же самое можно сказать и о кофейнях Санкт-Петербурга. В принципе, московские и петербургские кофейные сети не очень спешат в регионы, хотя такие планы есть. Останавливает в первую очередь сложность дистанционного контроля за реальной деятельностью кофейни.
Помимо столичных городов
Помимо столичных городов кофейни существуют в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке, Саратове и ряде других городов.
Открытие нескольких кофеен с единым управлением значительно снижает риски по открытию. Снижаются общехозяйственные расходы, появляется возможность перераспределения ресурсов.
Очевидно, что рынок кофейни – продукт достаточно развитого ресторанного рынка. И появляется не на пустом месте, а при достаточном количестве клиентов, причем не самых бедных. Считается. Что активный посетитель кофеен должен иметь доход порядка 300-400 долларов в месяц. Иначе говоря – это средний класс, который пока только формируется и далеко не каждый регион может похвастаться достаточной толщиной этой прослойки. Средняя стоимость открытия кофейни не сильно зависит непосредственно от региона и составляет обычно не менее $100 000 без покупки подходящего помещения. Уже в дальнейшем удается снизить затраты на текущую деятельность кофейни по сравнению с Москвой – за счет более низких арендных ставок, более низких зарплат и других возможностей.
Персонал
Оплата ресторанного персонала в Москве значительно выше чем в регионах, причем зачастую в разы. Если хороший шеф-повар в Москве начинается примерно с $600-800, то в регионах это может быть и 400 и 300 долларов. Причем, как показывают дегустации качество московской и региональной кухонь нечем принципиально не отличается. Достаточно интересный вопрос в отношении персонала – это качество работы официантов. Быстрый рост ресторанного рынка как московского так и регионального требует адекватного количества соответствующим образом подготовленного персонала. И с этим возникает достаточно серьезная проблема. Причем она свойственна как столице, так и регионам. В стране ощущается серьезный недостаток соответствующих учебных заведений, способных обеспечить подготовку как низшего персонала – такого как официанты, так и по таким можно сказать новым профессиям, как управляющий ресторана. В отношении управляющих вообще все достаточно интересно. Наметилось разделение функций. Очень часто управляющий не является материально ответственным лицом. И выполняет обучающие, рекламные, административно-контрольные функции не подписывая финансовых документов и не выполняя работ по согласованию с государственными надзорными органами.
По вопросам оказания услуг в сфере ресторанного бизнеса, звоните:
тел. (495) 507-3825, 517-8571, т/ф 675-3509