Легендарный ресторан (ресторан с легендой)
Андрей Петраков
«Однажды в студеную зимнюю пору из лесу вышел мужичок-с-ноготок (или мальчик-с-пальчик, например). Было очень холодно, у него кончился самогон, согреться было нечем, и чувствовал он себя прескверно.
Не дойдя до родной деревни мужичок поскользнулся, упал, да так и не поднялся. В общем, замерз, откинулся безвозвратно. Через несколько дней его отыскали, погоревали, попричитали и упокоили.
Только вот через некоторое время стал тот мужичок в бестелесном обличье являться в родную деревню и пугать окружающих. И они пугались. А потом вызвали местного колдуна. Тот, похлебав мухоморной похлебки, вступил в контакт с привиденческой структурой и выяснил, наконец, почто тот людей будоражит.
И поведал замерзший мужичок, что успокоится дух его, если только поставят на том месте, где он замерз кабак, где будет много горячительных напитков для сугрева всех путешествующих. Вот если бы был там кабак, не замерз бы мужичок.
С тех пор и существует на том месте заведение, где всяк найдет себе напиток по душе и по погоде» Ну и так далее, что-то в этом роде.
К счастью, в большинстве ресторанов с легендой, можно встретить более логичные и более приближенные к реальности (похожие на правду) тексты. Иногда скучноватые, иногда заумные, иногда сильно надуманные, но, в целом, удобоваримые. Откровенного бреда, пока не встречал, хотя, правда и ресторанов со своей легендой существуют единицы. Это то, что обычно сами организаторы бизнеса не могут сделать самостоятельно и что нужно оплачивать сторонним специалистам.
Мне лично довелось написать несколько легенд на разные темы и полученный при этом опыт, а также опыт моей работы в рекламе я постарался вкратце обобщить в нижеследующем материале.
В трактовке для настоящего материала под легендой понимаем некий рассказ о том, как появился ресторан, почему он именно такой, какие обстоятельства сопровождали его создание. Легенда способствует желательному восприятию ресторана у посетителей, помогает создать соответствующую атмосферу и до определенной степени служит предметом для обсуждений среди круга друзей и знакомых посетителя. Не говоря уже о том, что она способствует запоминанию ресторанного бренда. Легенда легко допускает здоровый вымысел. И вообще – самое главное, чтобы легенда укладывалась в общую концепцию ресторана. Легенда должна быть такой, чтобы клиент, прочитав, поверил в нее, а если и не поверил, то покачал головой, усмехнулся и сказал «Ну, круто завернули».
Многие рестораны находятся в поисках своих корней и привлечения дополнительного внимание, чему, несомненно способствует легенда. Практически все легенды – выдумка. И это абсолютно нормально. Это забавно и прикольно. И люди, читающие хорошую легенду несомненно проникаются симпатией к заведению. Те, кто хоть однажды пробовал писать на заказ, понимает, что это не просто, хотя для хорошего копирайтора это привычная работа. То есть, наличие легенды всегда воспринимается, как проявление дополнительного внимания ресторана к себе, а также к своим клиентам. То есть легенда для ресторана – как родословная для собаки. Чем длиннее, тем благороднее происхождение.
Но всегда нужно смотреть заведению, что называется в лицо. Если вид облезлый, все моментально поймут, что и легенда (родословная) состряпана в ближайшей подворотне.
То есть, отсюда вытекает первый принцип о том, что далеко не каждому ресторану легенда нужна.
Но может быть полезна для гораздо большего количества ресторанов, чем может показаться с первого взгляда.
В сетевых ресторанах – вполне возможно. Только не нужно брать глубоко исторические корни. Совершенно очевидно, что это не так, и будет выглядеть туповато и смешно. А вот, например, сделать легенду в виде серии рассказиков про какого-то персонажа и рассчитанной на детский или же семейный контингент, вполне подойдет. Многие сетевые демократичные заведения как-то незаметно получили статус семейных. Так надо его поддерживать.
В целом же, как мне кажется, легенда вполне может присутствовать в любом заведении, используемом не только, как место для удовлетворения физиологической потребности в еде. Там, где люди приятно проводят время, можно творить. Лишним это не будет. Всегда можно найти сюжет, который бы гармонично вписывался в данное заведение.
Очевидно, что легенда должна быть в рамках существующей концепции заведения, дополнять ее, при определенном использовании, ее можно рассматривать или как основу рекламной кампании, или как составляющую, например в части использования некоторых персонажей. Если вы только открываете ресторан, легенда может стать основой рекламной акции, которую вы проводите по случаю открытия.
Сюжетов для легенды, довольно много. Но всегда есть приоритетные, или, скорее популярные, которые эксплуатируются чаще всего. При этом, как обычно, готовых решений не существует. И вообще, придумать сюжет, стержень, довольно непросто. В каких-то случаях, озарение происходит быстро, иногда – неспешно сваривается на подсознании в течение нескольких дней, чтобы неожиданно поразить элементарностью решения.
При составлении легенды за основу часто берут:
-
Шеф-повара и байки о нем. Шеф может быть потомственным поваром, может быть потомком знаменитых не поваров, то есть слегка недоповаром, но зато очень знаменитым. Он мог учиться у мастеров настоящего (или в конце концов прошлого). Он мог раскопать в бабушкином сундуке кучку рецептов, от которого теперь должны умильно плакать все посетители ресторана и т.д. Годится, очевидно, для тех ресторанов, которые полагают, что кухня должна быть вкусной.
-
Исторические сюжеты. Особенно, если ресторан имеет названия, так или иначе связанные с историей (иногда не напрямую, а просто по восприятию). Названия – типа «Замок», «Рыцарь», «Башня» и т.д. Исторический сюжет также очень хорошо укладывается в размерность национальных ресторанов, которые, кстати, почти все оформление в национальном, то есть в этническом стиле, который практически не меняется от времени.
-
Сюжеты на тему профиля ресторана. Например, пивной ресторан, ресторан итальянской кухни, кофейня и т.д. Отчасти, эти сюжеты могут пересекаться с другими, но часто используется специфика, связанная именно с типом заведения. Например, для пивного ресторана хорошо подходят сюжеты о возрождении пивных традиций, о том, как пьют пиво в разных странах, о том, что были «найдены» какие-то уникальные рецепты приготовления хмельного напитка и т.д.
-
Место, где расположен ресторан. Если место отличается, выделяется от стандартного, то проводимые при этом параллели вполне оправданы. Если ресторан расположен, к примеру, на воде, то соответственно эта тема вполне может стать основой сюжета для разработки легенды.
-
Ресторан имеет уникальные особенности. Причем, они могут выражаться в чем угодно – в необычных архитектурных решениях, уникальной кухне, необычном обслуживании, популярной шоу-программе и т.д. Все это – хороший повод для использования этих преимуществ при разработке легенды.
-
Название ресторана. Само название может дать не один повод ля размышления и быть использованным в качестве основного сюжета легенды.
Следует отметить, что легенда, как правило, не существует в отрыве от такого комплекса, как название ресторана, оригинальные названия и описания блюд в меню. В принципе, это достаточно очевидно. Если уж у ресторана есть легенда, то, очевидна, она так или иначе должна гармонировать и со всем остальным. То же меню, в отсутствие сохранения стиля легенды смотрится каким-то недоделанным.
Куда размещать легенду
Понятно, что ее можно использовать для различных рекламоносителей – прессы, сувенирной продукции, наружной рекламы отчасти. Но там она как правило существует в краткой форме, из нее вычленяется только самая суть.
Полностью легенду чаще всего вставляют первой страницей меню. Это наиболее распространенная практика.
Есть и другой вариант – если ресторан печатает всякие буклеты, вкладыши, другую полиграфию. Легенда вполне может быть как обложка (в виде буклета или открытки), которые посетитель может унести с собой. Тогда в нее дополнительно можно вкладывать всякие специальные предложения и просто ту информацию, которую ресторан посчитает нужной.