И снова с праздником!
Андрей Петраков
Новый год закончился, но в обозримом будущем грядут День Святого Валентина и 8 марта. Так что расслабляться особо некогда.
Если 8 марта был и остается популярным праздником, то День Святого Валентина, вошедший в наш календарь относительно недавно, уже успел стать не менее популярным, а среди молодой и прогрессивно настроенной аудитории можно сказать всенародным и очень модным.
Для ресторанов это означает, что отмечать нужно. Мода есть мода, и не отмечать – значит добровольно причислить себя к «старообрядцам».
Можно было бы предположить, что День Святого Валентина распространится только в мегаполисах, а в регионах будет отторгнуть, как «не наш», однако из того, что нам удалось увидеть, к этому празднику отношение положительное и в глубинке, и отмечают его точно также, как в Москве.
Хотя такие праздники по своему масштабу уступают, например «месяцу национальной кухни», готовиться и продвигать их все равно нужно. И делать это надо заранее, чтобы получить максимальный экономический эффект.
В чем выражается подготовка к праздникам типа «День Святого Валентина»
Для начала нужно продумать состав и сценарий мероприятия.
Как всегда существуют малозатратный и затратный варианты.
Малозатратный вариант
Для малозатратного обычно составляется специальное меню и на штендере, которые имеют перед входом многие рестораны, накануне и в день праздника размещается его реклама. Иногда, для привлечения внимания, прямо к штендеру привязывается пара воздушных шариков, а остаток их распределяется по залу. Этим все и ограничивается.
Соответственно, поскольку за исключением праздничного меню, никакой дополнительной завлекаловки для клиентов не придумывается, то основной такой рекламной микрокомпании становится именно меню. В среднем это выражается стандартной фразой «Сегодня специальное праздничное меню!!!».
Затраты на мероприятие выражаются в том, чтобы купить шарики и напечатать на цветном или черно-белом принтере новое меню. В подавляющем большинстве случаев рестораны делают это самостоятельно, не прибегая к услугам полиграфистов и дизайнеров. То есть, по деньгам можно уложиться долларов в пятьдесят. Кроме того, если есть база клиентов в виде их e-mail адресов, то сделать небольшую рассылку совсем не сложно и это должно дать неплохой эффект по привлечению постоянных клиентов.
Для праздничного меню в этом случае названия придумывают, как правило, опираясь на опыт других ресторанов, просто списывая то, что понравилось.
Небольшой словарик уже использованных ресторанами и наиболее «избитых» названий на День Св. Валентина выглядит примерно следующим образом:
- «Ребро Адама»
- «Адамово яблоко» (хорошо не «яблочки»)
- «Гусарская баллада»
- «Адам и Ева»
- «Укрощение строптивой»
- И, естественно, «Укрощение строптивого»
- «Дездемона»
- «За прекрасных дам»
- «Страсть под луной»
- «Искушение»
- «Запретный плод»
- «Королева Марго»
- «Слияние двух лун»
Конечно, использовать их не очень здорово, но, вполне вероятно, что это лучше, чем вообще ничего.
Уже достаточно сложно вспомнить, к каким блюдам все это относилось, да это и не важно – при некоторой фантазии под каждое название можно подтянуть достаточно много всевозможных блюд и напитков.
По составу праздничные меню делают очень разными – это может быть от буквально 3-4 горячих блюд и до 10-12 наименований, включая и закуски, и горячие блюда, а также десерты и напитки (соответственно, чаще в виде праздничных коктейлей).
Затратный вариант
И второй подход к организации праздника – более затратный, но более творческий и полноценный. И, как правило, более привлекательный и запоминающийся для клиентов.
В состав самого мероприятия в этом случае можно включить:
- Праздничное меню с оригинальными названиями и описаниями
- Праздничное оформление зала (выходящее за рамки нескольких воздушных шариков)
- Если есть возможность, то и к униформе персонала можно добавить какие-то элементы оформления.
- Можно предусмотреть всевозможные стимулирующие программы (например, какие-нибудь подарки для тех, кто заказывает по праздничному меню, или подарки для пар, за лучший парный танец и т.п.)
- В этот день было бы очень кстати организовать какую-нибудь «живую» шоу-программу для посетителей. Какую непосредственно – нужно определять исходя из концептуальных особенностей заведения и бюджета. Если есть желание сэкономить, то при наличии творческого персонала все можно сделать своими силами.
Очевидно, что затраты на более или менее приличную шоу-программу могут быть весьма ощутимыми и составить до нескольких тысяч долларов в зависимости от того, кто будет приглашен. Поэтому, заполненость зала в этот день обязательно нужно обеспечить. Особенно, если есть серьезные сомнения, что люди и так появятся. Следовательно, вопрос рекламирования становится одним из первостепенных.
Для этого можно предпринять следующие действия:
1. Напечатать буклет, листовку, визитку или какой-либо другой полиграфический материал, информирующий посетителя о том, что в ресторане будут проводиться праздничные мероприятия. Информация может быть различная, но акцентировать внимание нужно на следующем:
- Атмосфера. Если клиент пришел на праздник, то ему важно, в какой атмосфере все это будет происходить, насколько она действительно будет праздничной. Атмосферу создает много составляющих, но в данном случае лучше сконцентрироваться на шоу-программе (если она предполагается достойной), оформлении зала, обстановке.
- Меню. Дается праздничное меню с оригинальными названиями блюд. Если не хватает места – указать только часть, а про остальное сказать, что это будет сюрпризом.
- Скидки, подарки. Если предусмотрены подарки, скидки (например, предъявителю этой листовки), информацию о них тоже нужно разместить.
- Справочная информация: когда начинается программа, куда позвонить, как проехать и т.п.
- Все это можно снабдить иллюстративным материалом, если таковой имеется и позволяют средства и напечатать.
Этот боевой листок распространяется среди посетителей заведения. То есть, его нужно выкладывать или выставлять на столы в количестве нескольких штук, чтобы клиент мог унести его с собой. Положить можно с запасом, поскольку посетитель может передать его кому-либо из своих знакомых. Начало распространения – не позднее, чем за неделю до мероприятия, а, лучше, за две.
2. Если у ресторана есть свой сайт, нужно разместить информацию и на нем. Информация – примерно та же, что и в рекламном листке. Но можно дать ее более объемно. Заодно, подтянуть информацию о том, что это за праздник, как его отмечают в других странах и т.п. А если есть электронная база, сделать по ней рассылку. Желательно это сделать пару раз – первый недели за две до мероприятия и второй – за пару дней в целях напоминания.
3. Кроме того, можно разместить информацию на специализированных сайтах, посвященных ресторанам и прочему времяпрепровождению. Однако, это лучше работает в крупных городах, где интернет более доступна.
4. Реклама в прессе. Печатный орган выбирается в соответствии с той основной аудиторией, на которую рассчитан ресторан. В целом же, для рекламы праздника вполне подойдут досуговые издания, в которых традиционно печатается подобная информация.
5. Прочие СМИ. В крупных городах до некоторой степени еще можно использовать радио, телевидение же в силу своей высокой стоимости обычно недоступно. В регионах, где цены вполне приемлемые и за прокат минутного ролика по местному ТВ (и где местное телевидение смотрят в большей степени, чем в мегаполисах), можно заплатить в пределах $100, и кое-кто может себе это позволить.
6. Наружная реклама – обычно выражается в размещении информации на штендере или в витринах, если они есть. Перед входом некоторые рестораны делают информационные щиты, где размещают меню и прочую существенную информацию. Они очень хорошо подходят и для анонсирования проводимого мероприятия.
Если немного посчитать, то затраты на проведение такой рекламной кампании могут распределяются примерно следующим образом:
Наименование | Примерная стоимость | Примечания |
Полиграфия | $200 | Тираж прим. 1000 экз. |
Пресса | От $25 | От $25 строчное где-нибудь в classifified и $150-300 за 1/16-1/8 блочное. |
Радио | $100-500 за прокат 30 сек. ролика. В регионах – в среднем порядка 1000 руб. | В зависимости от времени и радиостанции (FM)
|
Региональное ТВ | порядка $100 за 1 показ |
По вопросам открытия ресторана, разработки концепции, организации работы, привлечения клиентов звоните:
т. (495) 507-3825, 517-8571, т/ф 675-3509