Статистика рынка общественного питания 2017
Андрей Петраков, RestCon
Материал основан на данных, предоставленных Федеральной службы госстатистики. За этот год данные пока неполные и не агрегированные.
Динамика оборота общественного питания по России
Начиная с 2015 года включительно, оборот общественного питания в России снижался. При этом, следует отметить, что падение не было очень значительным. То есть, можно утверждать, что самые пессимистичные прогнозы, предрекавшие 30, а то и 50% - процентное падение рынка, к счастью, не оправдались. Так что, в целом по России, оборот в 2015 году к предыдущему году составил 95%, в 2016 – 97,3. То есть, можно осторожно утверждать, что падение замедлилось. Для качественной экстраполяции, конечно, мало данных, но есть ожидание, что в 2017 году рынок имеет неплохие шансы выйти «в ноль».
Москва и регионы
По регионам динамика очень разная. Большинство продемонстрировали падение 2016/2015 в пределах 10%. Но есть и регионы, установившие свои антирекорды. Интересно, что столица в этом отношении была в числе аутсайдеров и пережила одно из самых впечатляющих падений за всю историю ресторанного рынка. 2015 год к 2014 – 91,5%, а в 2016 году произошло еще более впечатляющее падение – оборот 2016 года к 2015 составил 86,1%. То есть, если пересчитать общее снижение за 2 года к 2014 году, то окажется, что падение оборота общепита в Москве составило около 23%. А это уже очень серьезное падение. Для большинства ресторанов 20-процентное падение оборота в большинстве случаев означает уход в убыточную зону, или, как минимум, не прибыль.
Санкт-Петербург демонстрирует рост
А вот Санкт-Петербург, продемонстрировав в 2015 году падение примерно на 4% и щедро компенсировать его ростом в 2016 году в 13%. И это один из самых высоких показателей по стране.
Москва-2017 – поводов для оптимизма не много
Первые данные 2017 года по столичному рынку, оптимизма пока что не внушают. Первое полугодие 2017 года завершилось снижением оборота общепита почти на 9% к аналогичному периоду 2016 г. Тем не менее, определенный рост в отдельные месяцы позволяет предположить, что итоговое падение по году может оказаться не столь значительным. Кроме того, определенный оптимизм внушает некоторое снижение доли убыточных предприятий – с 31,3% за 5 месяцев 2016 года до 26,2% за такой же период 2017 года.
Когда случится возврат к 2014 году?
Конечно, важнейший вопрос заключается в том, когда же можно будет ожидать возвращения рынка к докризисным показателям. Вернее, когда же он к ним вернется. Очевидно, что рынок общепита завязан на потребителей. А, точнее, на уровень их дохода. Поэтому возврата можно ожидать только при восстановлении этих показателей, которые пока не демонстрируют слишком активного роста.
Изменение структуры рынка
Важно обратить внимание на структуру рынка. Если доходы потребителей не растут, то меняется сама структура рынка, перераспределяясь в пользу сегментов с невысоким средним чеком.
А поскольку ближайшие несколько лет почт наверняка будут годами очень вялого роста, то число недорогих кафе, в первую очередь в сегменте самообслуживания будет увеличиваться.
Это, в свою очередь приведет к повышению качества демократичного общепита. Поскольку он будет одним из немногих, где будет жизнь, а входной порог не очень высокий, то можно ожидать очень быстрого роста конкуренции. Соответственно, потребуется каким-то образом выделяться, предлагать новые услуги, форматы, дизайн и обслуживание.
Москва - Нью-Йорк
По данным Роскомстата, число кафе, баров и ресторанов в Москве около 8000. И это действительно в 2-3 раза меньше, чем в крупнейших городах мира, в частности, в Нью-Йорке. На основании этого часто делается поспешный вывод о том, что в Москве (и других городах) есть большая нехватка предприятий общественного питания. Но это не верно. Для достижения этих показателей нужно иметь доход населения в разы больше, чем сейчас и привычку частых посещений. Но и это еще не все. Условия ведения бизнеса у нас таковы, что не позволяют предлагать дешевые услуги. Это могло бы способствовать росту числа кафе, но не в таких условиях. Поэтому, совершенно очевидно, что текущее число кафе будет сохраняться и это точка равновесия, которая изменится с ростом доходов и манерой поведения потребителей.